Эдуард Хиль. Солнечные песни «Мистера Трололо»

Общество
Любимому певцу целого поколения Эдуарду Хилю 4 сентября могло бы исполниться 80 лет. Он прожил до обидного мало, эстраде прослужил более полувека, появившись на ней впервые в 1960 году. Он дал сценическую жизнь многим по-настоящему хорошим песням — светлым, добрым, человечным: «Не плачь, девчонка», «Песню о друге», «Электричка», «Потолок ледяной, дверь скрипучая», «Лесорубы», «Моряк вразвалочку сошел на берег», «Как хорошо быть генералом», «Я шагаю по Москве»...

Но самое удивительное — в отличие от многих коллег, Хиль пережил «второе рождение» и с триумфом вернулся на эстраду — безусловно, благодаря своему таланту и — в частности — неподражаемой старой песне «Тро-ло-ло». Оставшиеся всегда ощущают вину перед теми, кто ушел... Так и с Хилем: полосу мутных 90-х певец пережил непросто. По сути, он оказался на улице: государственные концертные организации прекратили существование, а новых антрепренеров звезда советской эстрады не интересовала. Пришло время других песен, новых исполнителей.

По приглашению знакомого Хиль уехал в Париж и несколько лет пел в ресторане «Распутин». После лучших концертных залов страны выступать за тридцать долларов перед жующе-выпивающей публикой было, конечно, унизительно. Но он не жалел об этом: лучше петь в ресторане, чем не петь вообще, говорил Хиль. Хотя работа в ресторане была изнурительной: с десяти вечера до трех ночи. И так — каждый день. После триумфального возвращения на эстраду, столь неожиданного для него, Хиль с успехом давал сольные концерты.

— Когда-то после концертов ко мне подходили юные поклонницы, просили автограф и говорили: «Знаете, вы мой самый любимый певец», — рассказывал мне Эдуард Анатольевич в одном из последних интервью. — Спустя годы мне все так же дарили цветы молодые девчонки, но уже говорили: «Вы любимый певец моей мамы».

А сейчас уже говорят: «А ведь вы любимый певец моей бабушки». До самого конца своей жизни он выступал, преподавал в консерватории и в театральном институте. Хлопотал о создании школы искусств для детей. Он говорил, что начинать заниматься пением надо не с двадцати лет, а с семи-восьми, когда ребенок все впитывает как губка. Тогда на эстраду будут приходить профессионалы, а не «мальчики и девочки с улицы».

Эдуард Хиль пел о сильных, красивых и смелых людях — космонавтах и моряках, летчиках и лесорубах. В его репертуаре было немало песен о войне. И, наверное, его можно было бы назвать одним из самых позитивных певцов своего, да и нашего времени.

— Сама жизнь заставляла меня петь о таких людях и, я не побоюсь этого слова, пропагандировать их, — рассказывал мне певец. — Это была наша идеология.

Сейчас никакой идеологии нет, вот и выходят такие вот песни: «Ничего не стоит то, что не стоит, раз не беспокоит, пусть себе лежит». И вдруг этот, с позволения сказать, хит получает где-то там первую премию. Но мыто знаем, как это делается... Хиля не стало 4 июня 2012 года. Он не дожил до 80-летия всего два года. А песни его — живут. Их по-прежнему слушают, поскольку они ясные и светлые, помогающие сохранять память о минувшей войне, а без памяти мы — никто. В его песнях столько жизнелюбия, что их хватит на многие поколения.

ДОСЬЕ

Эдуард Хиль — оперный, камерный и эстрадный певец, народный артист РСФСР. После окончания консерватории был известен как оперный певец. В 1962 году впервые выступил с эстрадным репертуаром; его представил публике Л. Утесов. Записал 19 дисков. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Так возвращаются легенды

В октябре 2009 года забавный советский шлягер «Я так рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», он же «Вокализ», прозвучал в радиоэфире. Композиция так понравилась одному американцу, что он добавил видеозапись песни в свой блог. Спустя три месяца Мистер Трололо (так в США окрестили Эдуарда Хиля) стал мегапопулярен в Америке. Там даже начали сбор средств на мировое турне их кумира.

— «Вокализ» Аркадия Островского — о любви, о жизни, о хорошем настроении, — рассказывал Хиль. — В старом варианте со словами ее поет некто Джон, который едет на своем «мустанге» через прерии туда, где ждет его любимая Мэри и вяжет ему носки…

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Песня остается с человеком

Колонка обозревателя Игоря Логвинова

Говорят, у каждого поколения свои песни. Возможно, так оно и есть, но почему-то у молодежи, родившейся в постсоветское время, вдруг возникает жгучий интерес к «старым песням о главном». Мы с удивлением отмечаем, что новые эстрадные звездочки все чаще с большим или меньшим успехом перепевают шлягеры 60-70 годов. А вокализ Эдуарда Хиля «Тро-ло-ло», исполненный им полвека назад, будучи выложен в Интернет, неожиданно становится международным хитом (далее).

amp-next-page separator