Православие — это школа свободы
Первое сентября — это не только некий школьный праздник. Заканчивается период отпусков. Люди возвращаются на работу, начинается реализация новых проектов.
ПЕРВАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ
- Евгений Константинович, как вы относитесь к первому дню осени?
- Да, первое сентября — это системное событие для всей страны. Родители ведут детей в школу и, глядя на них, сами мобилизуются. В итоге вся страна начинает энергично работать. В нашей православной гимназии «Радонеж» отметили уже 25-й День знаний.
- Солидный возраст. Получается, она одна из первых православных гимназий в современной истории России?
- Это вообще первая негосударственная гимназия России. Ее опыт совершенно не заменим для всей страны.
- Для религиозных школ — вы имеете в виду?
- Наша гимназия не религиозное учебное заведение. Правильнее ее называть идеальной русской школой, где сочетается баланс гуманитарных предметов, академической подготовки и духовно-нравственного воспитания.
- Противники введения основ православной культуры видят опасность в клирикализации школы.
- В Польше Закон Божий преподается во всех классах, и это не вызывает дискуссии в обществе. А здесь речь идет лишь об основах культуры. Я вам скажу даже более того: в нашей гимназии минимум религиозных предметов. Мы рассказываем детям о литургике, устраиваем встречи с батюшкой, преподаем Закон Божий, и, пожалуй, все. Главное и самое сложное, чего мы пытались добиться у себя, — создание христианской атмосферы в школе. Тяжело это было сделать потому, что найти компетентных педагогов и одновременно искренне верующих людей в Москве 25 лет назад было очень сложно. Собирали по одному человечку, радовались каждому новому преподавателю, подходившему под наши требования.
- Что вы имеете в виду под христианской атмосферой?
- Это не то, что действует напрямую через дидактику, назидательность, усвоение каких-то внешних знаний о православном быте, вероучении. Мы детей воспитываем в христианском духе, то есть в духе любви.
- И как этот дух проявляется?
- Думаю, главный показатель — степень доверия. Дети доверяют друг другу, доверяют педагогам. Один из учителей как-то сказал мне, что бывает растерян и не знает, как поступить. Дети ему буквально исповедуются. Где вы видите такую степень открытости в других образовательных учреждениях. А как часто представляют православную школу: какие-то ровно постриженные, квадратные, в платочках дети бьют поклоны и так далее. Это скорее какая-то атеистическая мечта. Это совершенно не православный дух. Второй важный критерий — это дух солидарности: старшеклассники помогают младшим, а те переживают за своих старших товарищей, когда они готовятся к экзаменам. А какая замечательная атмосфера царит в нашем летнем лагере, которому уже тоже исполняется 25 лет.
- Ну вот конкретно бегать по коридору, допустим, вашим детям можно в перемену?
- Не только можно, но и нужно. Мы, как ни покажется странным, поощряем беготню. У нас нет пока своего спортивного зала, и ребятам негде порезвиться.
- Вы сказали, что ученики вашей гимназии проводят вместе и летние каникулы?
- Да, очень многие из них. В каждой смене в лагере собираются до 100 человек. Ребята часто остаются на вторую смену. Туда едут часто и родители, и учителя. Хотя условия там достаточно спартанские. Лагерь располагается в лесу рядом с Оптиной пустынью. Дети живут в палатках, бывают какие-то послушания в монастыре. Конечно, подается все в игровой форме, но вместе с этой игрой ребята получают дополнительные знания, навыки. Это, наверное, третий признак: ни родители детям, ни ученики — учителям, ни те и другие детям не надоедают.
- Чего ожидают от обучения в православной гимназии родители ваших учеников?
- Повышенный уровень образования и хорошее, достойное воспитание. И они это получают. Мы пришли к ситуации, которая давно сложилась на Западе. Религиозные школы — для духовной и интеллектуальной элиты в хорошем смысле этого слова. В общей сложности все три школы, основанные братством «Радонеж», показывают, что все их выпускники поступают в высшие учебные заведения. Пресловутое ЕГЭ ребята сдают лучше, чем в среднем по Москве. Они считаются одними из лучших школ столицы безотносительно к тому, православные они или нет.
- В настоящее время сложилась такая ситуация, что определение «православное» употребляется все чаще и ко всем областям, начиная от кухни, заканчивая коммерческими организациями. На этом определении часто спекулируют. Между тем то, как вы описали вашу гимназию, свидетельствует о том, что это просто идеальная школа.
- Действительно, такая проблема существует. Разнообразные неудачники и маргиналы любят спекулировать на данную тематику. Однажды одна известная народная артистка сказала мне, что, когда ее называют православной певицей, у нее мысленно рука уже тянется к кобуре. «Я не православная певица! — говорит она. — Я певица! И пою так, как поет моя православная душа». Так же должно быть и всюду, полагаю. Если, к примеру, журналистика непрофессиональна, то она прячется за слова о православности. Но это лицемерие. Бывают просто качественные издания и медиаресурсы, которые говорят о религиозных проблемах. Или как радио «Радонеж», которое, по сути, говорит обо всем, но просто укоренено в традиционной русской культуре и духовности.
ЛИЦЕМЕРИЕ И ВОСПИТАНИЕ
- Мы часто удивляемся, что одни и те же события трактуются и, главное, воспринимаются по ту и эту стороны фронта абсолютно по-разному. Вспомним тот же гуманитарный конвой. Но ведь так было и в новозаветные времена, когда действия Христа одних заставляли полностью изменить свою жизнь и обратиться к Богу, а у других вызывали желание убить Иисуса.
- Это очень сложная тема, достойная отдельной беседы. Но применительно к работе СМИ и к организации образования, да и вообще ко всему в христианстве, содержится единый принцип — свободы. Главное при этом — иметь верное духовное понимание свободы. Если мы будем учить христианству начетничеством, схоластически, то превратим детей в фарисеев. Это та опасность, о которой говорил еще Христос. Она приводит к тому, что человек становится двуличным, лицемерным. Он внешне вроде бы все знает и демонстрирует некое правильное поведение, но внутри не имеет истинных христианских качеств — любви к ближнему, доброты. Вот это сейчас очень ярко проявляется в действиях многих политиков относительно кризиса на Украине. Поэтому правильное воспитание личности — это чрезвычайно важное дело.
- С этим согласны все, но как это осуществить в реальности?
- В нашей гимназии мы боремся с зарождением духа фарисейства путем раскрепощения детей, через поддержание атмосферы любви и доверия. Чисто внешняя дисциплина ребенка запугивает, делает его несвободным. Любовь же высвобождает энергию для приобретения знаний. Так связаны воспитание и успешное образование.
- Но ведь ограничения самого разного характера существуют и в христианской среде. На том же организованном «Радонежем» кинофестивале представляются фильмы определенного формата.
- Ограничения существуют, но если мы, к примеру, говорим о православном кинофестивале, то там представлены не только фильмы о батюшках и матушках. Там представлен весь мир во всех его красках, но увиденный глазами христианина. Эти глаза открытые, без шор идеологии и пропаганды. Они ищут правды жизни, христианской свободы от греха. Мы такого взгляда ждем больше всего от наших выпускников, радиослушателей и зрителей.
САМОЕ НАРОДНОЕ РАДИО
- Все эти годы, которые существует «Радонеж», вы выделяетесь тем, что не занимаетесь критикой и злословием в отношении «прогнившего Запада», а активно создаете альтернативный контент. Тяжело ли вам было вбить свой клин в общее информационное поле 90-х?
- На самом деле особенно тяжело не было, за исключением того, что все это делалось без денег, на энтузиазме. Мы жертвовали своим благосостоянием для того, чтобы создать все наши проекты, вдохнуть в них жизнь. Сейчас, конечно, эта эпоха прошла.
В «Радонеже» работают профессионалы, а профессионалам, как известно, нужно платить. Это тоже большая проблема. Паломническая служба, школа, о которой мы сейчас говорили, радио «Радонеж», фестиваль «Радонеж» — все эти структуры живут на пожертвования, что означает востребованность этих проектов, но и создает сложности с финансированием. Согласно системологии, один из признаков удачной системы, когда она является саморегулирующейся и самоподдерживающейся. Это все удалось с Божией помощью.
Мы ни с кем не боролись, потому что это отнимает большую часть энергии, не тратим на это время и сейчас. Хочется, чтобы таких позитивных и креативных проектов было как можно больше.
- А нет ли профессиональной зависти к конкурентам?
- Рыночное соперничество в православной среде может возникнуть только тогда, когда люди занимаются удовлетворением собственных амбиций, а не служением Богу. Такие проекты долго не живут.