На ресторанном рынке все спокойно
С момента введения санкций прошел месяц, и первые поставки от новых производителей «на подходе». Вопрос заключается в том, какого поставщика выберут рестораны: например, моцареллу и сыры с коротким сроком хранения теперь везут из Северной Африки, Сербии и Аргентины. Что касается пармезана, то в момент введения санкций этого сыра было немало на складах, с которых он отгружался в розничные магазины. Нереализованный сыр был быстро выкуплен предприятиями общественного питания и вернулся с полок и витрин на кухни ресторанов.
Если рассматривать ситуацию с мясом, то в ней не изменилось ничего. Еще год назад Россельхознадзор запретил ввоз сырья из США и Австралии в связи с высоким содержанием рактопамина — вещества, стимулирующего рост мышечной ткани у животных. Поэтому столичные стейк-хаусы давно переориентировались на поставки мясной продукции из Уругвая, Аргентины и Бразилии. Неправильно было бы сопоставлять и объем закупаемых во Франции морепродуктов с тем количеством, что импортируется из стран Северной Африки. После повышения налогов на французской территории владельцы европейских компаний приняли решение о размещении производства на территории бывших колоний. На выходе потребитель получает тот же продукт, только стоимость рабочей силы, затрачиваемой на его производство, ниже. То же самое касается и европейских плодовых культур: работы по сбору оливок в Марокко стоят в десять раз дешевле, чем в Италии. Так что несмотря на то что поставщикам выгоднее везти все товары из одной страны, паники среди рестораторов нет. А наличие на любом рынке спекулянтов — неизбежно, вне зависимости от сложившейся в экономике ситуации. Я видел надпись «Пармезан» с указанием телефона, наспех намалеванную краской перед одним из модных ресторанов столицы. Но если хотите прогнозов, к концу ноября ситуация на рынке «устаканится».