На поле танки грохотали! Наша ярость. И наша мощь.

Общество
Перед вами реконструкция танкового боя времен Великой Отечественной войны, созданная художниками «Вечерней Москвы». Открыв рубрики «Письма бессмертного полка» и «70-летие Победы», мы и не предполагали, что будем получать такую большую почту — с воспоминаниями, стихами, рассказами о Великой Отечественной войне.

В одном из писем, которое написал в редакцию учитель истории Владимир Лукутин, прозвучало сожаление — мало в прессе говорят о том оружии, которым была завоевана Победа, а ведь мальчишки это любят — вот бы так их заинтересовывать историей страны. Надеемся, представленные сегодня танки — наш, отечественный ИС-1 и немецкий «Тигр-1», ученики В. П. Лукутина и все читатели нашей газеты будут рассматривать с интересом. Кроме машин в центре представлены самые популярные танки — и наши, и противника. Со второго полугодия 1941 года и до конца первого полугодия 1945 года советская танковая промышленность изготовила и передала на вооружение Красной Армии около 97, 7 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок. Фантастическая цифра. Горькая война. Великая Победа.

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК PANZERKAMPFWAGEN VI «ТИГР I»

Экипаж: 5 человек.

Боевая масса: 56 тонн.

Длина: 6316 мм.

Длина с пушкой вперед: 8450 мм.

Ширина: 3705 мм.

Высота: 2930мм

Первое использование танков в сентябре 1942 года и в январе 1943 года на Волховском фронте было неудачным: несколько танков подбиты, один захвачен и подвергнут тщательному изучению. Следствием чего стало ускорение создания советских танков ИС-2 и Т-34-85 и разработка методов борьбы с «Тигром». «Тигр I» поступал на вооружение немецких отдельных тяжелых танковых батальонов и дивизий. Использовался вермахтом и войсками СС до конца Второй мировой войны.

Затраты на производство одного «Тигр I» были в два раза выше, чем на любой другой подобный вид вооружения тех времен. Управление танком осуществлялось методом, аналогичным автомобильному. Основные органы управления танком «Тигр»: рулевое колесо и педали (газ, сцепление, тормоза)

ПУЛЕМЕТЫ

MG-34 калибра 7,92-мм. Один башенный и один курсовой

ДВИГАТЕЛЬ

12-цилиндровый карбюраторный V-образный «Майбах» мощностью 700 лошадиных сил. Обеспечивал скорость по пересеченной местности в 25 км/ч

БРОНЯ

Хромомолибденовая катанная поверхностно-закаленная. Имела толщину от 100 мм (лоб корпуса и башни) до 80 мм (борта и корма). Крыша корпуса и башни имели 40-мм бронирование. Броневые листы расположены вертикально

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

«Шахматное» расположение катков (восемь на борт). Ведущее колесо — спереди. На танке «Тигр» используется два типа гусениц. Транспортные гусеницы шириной 520 мм. Боевые гусеницы шириной 725 мм. Клиренс — 470 мм. Танк мог преодолевать подъем в 35 градусов, брод глубиной 1,2 метра и ров шириной 2,3 метра

ПУШКА

Калибра 85 мм. Боекомплект 59 снарядов. Бронебойный снаряд пробивал на расстоянии 500 метров бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях — 102 мм.

Собака-камикадзе штурмует танк противника / Фото: Из архивов

СОВЕТСКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-1

Экипаж: 4 человека.

Боевая масса: 46 тонн.

Длина: 6770 мм.

Длина с пушкой в перед: 8560 мм.

Ширина: 3070 мм.

Высота: 2735 мм

Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943–1953 годов. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.

Наибольшее влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942–1943 годов на Восточном фронте новейших немецких тяжелых танков «Тигр». Танки ИС не предназначались специально для противодействия «Тиграм», а являлись танками прорыва, главным их достоинством была толстая броня, но в тот момент только эти танки могли быть вооружены мощной артсистемой, способной успешно бороться с «Тиграми» и «Пантерами».

ИС-1 по своей сути являлся глубокой модернизацией предыдущей модели тяжелого танка, КВ-1. Серийное производство танков семейства ИС началось в октябре 1943 года

• Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне. Имелся днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка

• ИС-1 имел три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении и один — в моторно-трансмиссионном. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками емкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя

ПУЛЕМЕТЫ

Три пулемета калибра 7,62 мм. Неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке на задней части башни

ДВИГАТЕЛЬ

V-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 520 лошадиных сил. Обеспечивал скорость по пересеченной местности в 15 км/ч. Запас хода по пересеченной местности: 125 км

БРОНЯ

Гомогенная катанная средней твердости с литой лобовой частью. В лобовой части корпуса толщина брони составляла 120 мм, в башне — 100 мм, а на бортах корпуса — до 90 мм. Для повышения снарядостойкости броневые листы расположены под наклоном

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска индивидуальная торсионная для каждого из 12 цельнолитых двускатных опорных катков. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. Верхняя часть гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.

Клиренс — 470 мм. Танк мог преодолевать подъем в 36 градусов, брод глубиной 1,3 метра и ров шириной 2,5 метра

Тяжелый танк ИС- 2

Производился серийно с 1943 по 1946 год. Обладал всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника. Самый мощный советский танк периода Второй мировой войны.

Боевая масса 46 тонн

Экипаж 4 человека

Длина х Ширина х Высота (мм) 6770 х 3070 х 2630

Клиренс (мм) 420

Броня (мм) 120 (лоб), 90 (борт)

Пушка122 мм

Мощность двигателя 520 лошадиных сил

Скорость по шоссе37 км/ч

Тяжелый штурмовой танк КВ-2

Танк был принят на вооружение Красной Армии в 1940 году и представлял собой модификацию КВ-1, предназначенную для борьбы с долговременными огневыми точками. Мог вести огонь только с места.

Боевая масса 52 тонны

Экипаж 6 человек

Длина х Ширина х Высота (мм) 6950 х 3320 х 3250

Клиренс (мм) 430

Броня (мм) 75 (лоб), 75 (борт)

Пушка-гаубица152 мм

Мощность двигателя 600 лошадиных сил

Скорость по шоссе34 км/ч

Тяжелый танк КВ-1 (Клим Ворошилов)

Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне. КВ-1 выходил победителем из боя, с десятками вмятин от снарядов на броне.

Боевая масса 47,5 тонны

Экипаж 5 человек

Длина х Ширина х Высота (мм) 6675 х 3320 х 2710

Клиренс (мм) 450

Броня (мм) 75 (лоб), 75 (борт)

Пушка 76 мм

Мощность двигателя 600 лошадиных сил

Скорость по шоссе34 км/ч

Средний танк Т-34

Принят на вооружение в декабре 1939 года. В нем органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть.

Боевая масса От 25,6 до 32 тонн

Экипаж 4 человека

Длина х Ширина х Высота (мм) 5920 х 3000 х 2405

Клиренс (мм) 400

Броня (мм) 45 (лоб), 45 (борт)

Пушка76 мм

Мощность двигателя 500 лошадиных сил

Скорость по шоссе54 км/ч

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7

Танк выпускался до 1940 года и был заменен в производстве танком Т-34. Выпускались линейный танк без радиостанции и командирский танк с радиостанцией.

Боевая масса 13,9 тонны

Экипаж 3 человека

Длина х Ширина х Высота (мм) 5660 х 2290 х 2417

Клиренс (мм) 400

Броня (мм) 22 (лоб), 15 (борт)

Пушка45 мм

Мощность двигателя 400 лошадиных сил

Скорость по шоссе72 км/ч (на колесах)

Средний танк Т-III (PzKpfwIII)

Выпускался с 1938 по 1943 год. Захваченные PzKpfw III использовались Красной Армией. На их базе создавались самоходно-артиллерийские установки различного назначения.

Боевая масса 19,5 тонны

Экипаж 5 человек

Длина х Ширина х Высота (мм) 5380 х 2910 х 2500

Клиренс (мм) 385

Броня (мм) 30 (лоб), 20 (борт)

Пушка 37 или 50 мм

Мощность двигателя 285 лошадиных сил

Скорость по шоссе67 км/ч

Средний танк Т-IV (PzKpfwIV)

Выпускался в разных модификациях с 1937 по 1945 год. Самый массовый немецкий танк.Всего было выпущено 8686 штук. Танк поставлялся Германией и своим сателлитам.

Боевая масса 25 тонн

Экипаж 5 человек

Длина х Ширина х Высота (мм) 5890 х 2880 х 2680

Клиренс (мм) 385

Броня (мм) 80 (лоб), 30 (борт)

Пушка75 мм

Мощность двигателя 300 лошадиных сил

Скорость по шоссе40 км/ч

Средний танк PzKpfwV Panther («Пантера»)

Выпускался с 1942 по 1945 год. «Пантера» была оснащена орудием меньшего калибра, чем «Тигр», и считалась средним танком. Впервые применена в битве на Курской дуге летом 1943 года.

Боевая масса 44,8 тонны

Экипаж 5 человек

Длина х Ширина х Высота (мм) 6870 х 3270 х 2995

Клиренс (мм) 560

Броня (мм) 80 (лоб), 40 (борт)

Пушка 75 мм

Мощность двигателя 700 лошадиных сил

Скорость по шоссе46 км/ч

ТяжелыйPzKpfw VI Ausf. B («Королевский тигр»)

C 1944 года начал поступать в германские войска. Мощнейший серийный танк Второй мировой войны. Броня с большими углами наклона хорошо защищала от большинства видов противотанкового оружия.

Боевая масса 68 тонн

Экипаж 5 человек

Длина х Ширина х Высота (мм) 7380 х 3755 х 3090

Клиренс (мм) 560 Броня (мм) 150 (лоб), 82 (борт)

Пушка 88 мм

Мощность двигателя 700 лошадиных сил

Скорость по шоссе38 км/ч

Сверхтяжелыйтанк Maus (Porche 205)

Cамый крупный по массе танк из всех, когда-либо воплощенных в металле. Было построено всего два экземпляра машины. Сохранился только один экземпляр в Бронетанковом музее в Кубинке.

Боевая масса 188 тонн

Экипаж 6 человек

Длина х Ширина х Высота (мм) 9030 х 3670 х 3660

Клиренс (мм) 500

Броня (мм) 200 (лоб), 185 (борт)

Пушка128 мм

Мощность двигателя 1250 лошадиных сил

Скорость по шоссе20 км/ч

amp-next-page separator