Фланелевые портянки и кисет от полкового Деда Мороза

Общество
Ветеран Великой Отечественной, советский разведчик, генерал-майор и московский журналист Игорь Осипов поделился с «ВМ» воспоминаниями о том, как встречали Новый год на войне.

Рассказ о боевом пути Игоря Сергеевича можно слушать часами. До сих пор бывший разведчик помнит все в деталях. События, лица и имена не смазались в памяти, не утонули в дыму войны. Форсировал Сиваш, освобождал Симферополь, Севастополь, Херсонес, Ростов, Краснодар, Белоруссию, Прибалтику... В начале войны в родном Харькове он, еще совсем молодой, учил собирать и разбирать винтовки и автоматы будущего создателя атомной бомбы, профессора Антона Вальтера, а в 18 лет уже ходил с "тремя кубиками" - в звании старшего лейтенанта.

Но среди вылазок, боев и захватов «языка» оставалось место для простых человеческих радостей. Осознание их ценности приходит тогда, когда понимаешь, что каждый день может стать последним.

Наступал 1942 год. 18-летний Игорь Осипов служил в разведке. Новогодняя ночь. Солдатские железные кружки, спирт, поздравления, пожелания пережить наступающий год и непременно дождаться Победы... Ну и, конечно, подарки, как велит традиция. Кто был полковым Дедом Морозом, знали все. Но называть его имя Игорь Сергеевич не соглашается: все-таки, в истории место для чуда оставаться должно.

— Помню, в наш взвод принесли охапку подарков, — рассказывает ветеран. — Делили их, как и харчи, по принципу лотереи — чтобы никому обидно не было. Происходило это так: кто-то один указывал на определенную вещь и спрашивал: «Кому?». Остальные стояли отвернувшись и выкрикивали фамилию. Методом вот такого розыгрыша я получил фланелевые голубые портянки в красный цветочек и вышитый кисет для махорки. Кисет я сразу кому-то отдал: сам махорку не курил, а товарищам такой подарок пригодился. А вот портянки носил с удовольствием довольно долго. Они для солдата лишними не бывают никогда.

amp-next-page separator