Май 1943 года. Одна из немногих военных фотографий штурмана самолета Героя Советского Союза Евгении Рудневой

Летчица Женя Руднева задание выполнила. Любовь потеряла

Общество
Мы продолжаем рубрику «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой». В ней мы рассказываем о героях, совершивших подвиг во время Великой Отечественной войны. Сегодня речь — о Евгении Рудневой, в честь которой названа улица в Бабушкинском районе Москвы.

Вопрос, в честь кого названа улица, прохожих ничуть не смущает. С гордостью отвечают: в честь летчицы Жени Рудневой. Памятник ей — рядом, в парке на пересечении улиц Бабушкина, Изумрудной и Рудневой… Тут мы и встретились с человеком, который о Жене знает больше всех. Это Вадим Асташин, автор повести «Тихо листья шелестят».

— Я давно занимаюсь героинями Великой Отечественной войны. Написал повести о бойце спецназа Зое Космодемьянской, о партизанке Елизавете Чайкиной. Потом о Рудневой. Это была уникальная женщина! Таким же был и ее полк.

Небесные воительницы

— В 46-м гвардейском Таманском авиационном полку было 26 героинь Советского Союза. Каждая четвертая — герой! Абсолютный рекорд. Полк получил прозвище у немцев «Ночные ведьмы»: в нем воевали только женщины. Сами заправляли самолеты, грузили бомбы, летали. Причем летали на несерьезных учебных У-2.

Вадим Васильевич Асташин — полковник в отставке — участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, член Совета ветеранов Бабушкинского района. О той войне может говорить часами.

Это от него я узнал, что скорость У-2 — максимум 150 километров в час! Что каркас его чаще всего был деревянным, мог вспыхнуть от зажигательной пули. Что летчицы полка на этих «небесных тихоходах» за войну уничтожили 17 переправ, 2 железнодорожные станции, 9 эшелонов, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 2 баржи, 1 самолет, 76 автомашин, 11 прожекторов, 86 огневых точек…

Штурман-астроном

Полк жил по своим законам. Как и везде в армии, здесь соблюдали субординацию, но называли друг друга по имени и на «ты». И не теряли женственности: влюблялись, вышивали, «издавали» рукописный журнал, заполняя его стихами. Участвовали в самодеятельности. Играли в волейбол. А уж письма им носили мешками! На задания вылетали в основном по ночам. Пытаюсь представить себе эту ночь.

…Из-за леса тихо выныривает самолетик. Не успели немцы объявить тревогу, как бомбы разносят все в пух и прах… А чуть погодя в небе возникает еще одна «ведьма». А следом еще одна, и еще… И так часа два.

Мерцают звезды.

Именно звезды определили место Жени Рудневой в жизни. Ее увлечением была астрономия. Она стала студенткой МГУ. А потом ушла добровольцем на фронт. Хотела стать летчицей, но услышала:

— Ты же окончила три курса астрономического факультета! Кто лучше тебя сориентируется по звездам? — так сказала ей Марина Раскова, летчица, Герой Советского Союза, формировавшая авиаполк.

Женя стала великолепным штурманом и сумела из девушек-ремонтниц подготовить еще 24 штурмана.

Она не боялась риска. Заявила: «Не буду я летать с парашютом. Сколько наших катапультировались — и попали в плен! Чтоб фашисты потом надо мной издевались?! Я лучше лишнюю бомбу себе на ноги положу!» Возможно, в ее последнем вылете — это было 9 апреля 1944 года — парашют спас бы Жене жизнь… На станции Булганок в Керчи надо было уничтожить немецкий железнодорожный состав. Ночь выдалась светлой. Немцы самолет заметили, открыли огонь. Машина загорелась.

Летчице Пане Прокопенко и штурману Жене Рудневой на решение оставалось семь-восемь секунд. И взрывчатка упала точно на цистерну… Боевая задача была выполнена. Но и самолет рухнул.

Жене Рудневой было 23 года.

Любимый танкист Слава

На войне летчица встретила и своего единственного.

«Его лицо — визитная карточка любви», — так она писала в дневнике. Танкист Слава. Больше мы о нем ничего не знаем. Он прибыл в полк с просьбой: расчистить дорогу для их танков.

Встретились взглядом. Познакомились. Сели на скамейку, взялись за руки — и говорили, говорили… А потом переписывались.

В то время готовилась Крымская наступательная операция. Девушки летали и ночью, и днем, спали урывками. Командир полка майор Евдокия Бержанская заметила опасную усталость Рудневой — и приказала отправиться в двухнедельный отпуск.

Женя полетела самолетом.

— И бывают же совпадения! В соседнее кресло сел военный — Слава, ее танкист! — рассказывает Вадим Васильевич.

«Дочь двух народов»

— Именно так ее называли ветераны из организации «Крымское братство»,— вспоминает Асташин.

Да, Женя по-прежнему соединяет наши народы. Ведь она родилась на юге Украины, в Бердянске. Память о ней чтут и в Керчи, где она дала свой последний бой оккупантам. Школа № 15 носит ее имя. В ней есть музей, а в нем — письма, фотографии и платье летчицы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Галина Спинчевская, заместитель директора школы № 15, Керчь:

- Каждый год 9 апреля наши ребята кладут у стелы тюльпаны, которые так любила Женя Руднева. Другой наш подарок — особая образовательная программа по астрономии. Мы говорим старшеклассникам: в ваших силах осуществить мечту девушки, отдавшей жизнь за нашу Победу.

КСТАТИ

В 1976 году советские астрономы открыли малую планету Солнечной системы. У этой планеты № 1907 есть свое имя — (Евгения) RUDNEVA.

amp-next-page separator