Светлана Крючкова: Пройду по переулку Камергерскому...

Общество
Сорок лет назад Светлана Крючкова переехала из Москвы в Питер. Но связь с московской публикой не утратила — она стала только крепче! Ее концерты — в Зале Чайковского, в Международном доме музыки, в «Гнезде глухаря» и в «Эльдаре» проходят с аншлагами.

Со Светланой Крючковой автор этих строк поговорил накануне юбилея известной актрисы. Она собиралась читать стихи и прозу известных поэтов в Концертном зале Чайковского. Для этого Крючкова снова приезжала в столицу.

- Светлана Николаевна, обратно переезжать не собираетесь?

- Мне приснился сон неделю назад, что я вернулась во МХАТ. Представляете? Москва — это же мой дом, я здесь училась. И по сию пору, вы не поверите, географически Москву знаю лучше, чем Петербург. Потому что с 17 лет исходила ее всю. И схему московского метро знаю очень хорошо. Понимаю, где что находится, и на карте могу показать. А в Петербурге я по-настоящему только центр знаю...

- Можете рассказать о вашей Москве?

- Конечно. Моя Москва — это Тверская улица в районе Центрального телеграфа, там берет начало Камергерский переулок. Это самое для меня дорогое место, потому что там находится школа-студия МХАТ. Все связано с этим пятачком. Напротив Колонного зала в Дмитровском переулке находилось наше общежитие. Петровка, Неглинка вызывают у меня массу воспоминаний.

И, конечно, Пушкинская улица, где мы репетировали ночами пьесу Володина «С любимыми не расставайтесь». Москва — это юность, молодость, влюбленности и переживания.

- Если перебросить мостик из Москвы вашей юности в сегодняшний день...

- Я вижу много хорошего. Мне нравится центр Москвы. Люблю Зал имени Чайковского, театр Моссовета, площадь Маяковского. Когда я приезжаю в Москву, то останавливаюсь в гостинице на Сретенке. Там храм рядом, монастырь Сретенский, Садовое кольцо. За Садовым кольцом — дом, где жил когда-то Юра Богатырев.

Рядом живет вдова Булата Окуджавы Ольга Владимировна. Можно пешком пройти до улицы Гиляровского, где жил Миша Козаков.

Неподалеку Театр Гоголя, в котором я работала у Сергея Ивановича Яшина... Естественно, обожаю Никитский бульвар. У меня такие, знаете, чувственные воспоминания, эмоциональные. Запах, цвет, звуки — я все ощущаю, когда прохожу по московским улицам.

- Правда, что москвичи мало интересуются поэзией?

- Кто вам сказал? Упаси Бог! На поэтических вечерах залы всегда полны! Я очень люблю московского зрителя. Знаю, что многие артисты прежде, чем выходить с новой программой к москвичам, обкатывают ее в провинции. Вы не поверите, но я все свои программы проверяю на москвичах. И они мне многое подсказывают.

Московские зрители — очень открытые, доброжелательные и чуткие люди. Я же вижу, как они слушают, как воспринимают то, что им читаю. Я смотрю на их реакцию, ориентируюсь на их вкус. Я верю московской публике.

А главное — в Москве всегда хватает зрителей. Она большая, ты можешь выступать со своей программой в одном районе Москвы, в другом — и везде будет полный зал. Повторяю, я очень люблю московскую публику. И благодарна ей за внимание к тому, что я делаю. Москвичи удивительно деликатные люди. Встречаю коллегу, и он мне говорит: «А я был на твоем вечере в Международном доме музыки». Я говорю, а почему не подошел? «Да, мне было как-то неловко». Представляете? Приходят, значит им интересно. У москвичей есть замечательная черта — интерес к жизни, к тому, что происходит. У них нет этого равнодушия: а, ладно, да ну его, не пойдем! Нет, они всегда готовы встать и бежать на новую выставку, на премьеру фильма или спектакля, на концерт или поэтический вечер.

- Чем еще отличаются москвичи от жителей других городов?

- Решимостью и смелостью. Вот почему в Петербурге многие думают, что я коренная москвичка, потому что у меня московский замес остался. Я по-московски себя веду в жизни. И моя актерская решительность, и личная смелость во многом замешены на московском воспитании.

НОСТАЛЬГИЯ

МХАТ , школа-студия — это лучшие годы моей жизни. У нас были удивительные педагоги — Массальский, Тарасова, Зуева, Пилявская, Грибов, который был моим партнером в спектакле.

Это и Олег Николаевич Ефремов. Это Роман Виктюк с первым своим спектаклем в Москве. Это Анатолий Васильевич Эфрос, он репетировал во МХАТе «Эшелон».

Это подвальчик на Пушкинской, где мы репетировали по ночам спектакли, где я впервые в жизни играла на гитаре семиструнной и пела песню Окуджавы.

В этот подвал к нам приходил Марлен Мартынович Хуциев. Приходил Миша Швыдкой — студент театроведческого факультета ГИТИСа — и читал нам лекции о системе Ежи Гротовского, замечательного польского режиссера. Мы жили в профессии с утра до вечера, это были лучшие годы моей жизни. Думаю, что если бы я не уехала из Москвы и осталась во МХАТе, то, наверное, стала бы преподавать в Школе-студии, потому что меня это манило. Потом я влюбилась и уехала в Петербург. Но я не бросила Москву — я живу между двумя городами.

СПРАВКА

Светлана Крючкова родилась 22 июня 1950 года в Кишиневе. В 1973 году окончила Школу-студию МХАТ и стала актрисой Московского художественного академического театра имени Горького. Высокая, статная, с копной золотисто-рыжих волос, она воплощала на студенческой сцене образы женщин волевых, роковых, сильных. Но во МХАТе актриса сыграла чистую до святости Александрину Гончарову в «Последних днях» Михаила Булгакова. А на ТВ Крючкова появилась в роли сентиментальной Нелли Ледневой в фильме «Большая перемена». В 1975 году актриса вышла замуж за Юрия Векслера и переехала в Ленинград. С октября 1975 года работает в БДТ. Снималась в фильмах «Утомленные солнцем», «Родня», «Ликвидация», «Женитьба» и других. Народная артистка России.

amp-next-page separator