Нам надо поговорить. Первая в истории встреча Патриарха Московского и Папы Римского

Общество
12 февраля, на Кубе состоится встреча глав Русской православной и Римско-католической церквей. Переговоры между Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском уже назвали историческими.

Событие беспрецедентное — прежде предстоятели РПЦ никогда не встречались с римскими папами.

Заявленная тема беседы — гонения на христиан на Ближнем Востоке. Представители Ватикана уже озвучили, впрочем, что стороны не будут избегать и других острых тем. «Вечерка» попыталась оценить, что сегодня объединяет православных и католиков, обозначить точки соприкосновения.

ОТ КЕЛЬНА ДО АФРИКИ

Патриарх и Папа Римский попробуют выяснить, как остановить жесточайшие гонения и геноцид христиан на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке, а также других регионах мира. Эти меры, как считают эксперты, требуют неотложных мер и тесного взаимодействия.

— Судите сами: в Сирии исламисты разрушают христианские святыни. Во многих странах наблюдается дискриминация людей христианских конфессий, — поясняет завкафедрой философии религии и религиоведения МГУ имени Ломоносова Игорь Яблоков. — Людей ущемляют при обучении, приеме на работу, идет процесс сегрегации — когда христиане вынуждены жить отдельно от людей других конфессий.

Идет вербовка в боевики Исламского государства, «беженцы» нападают на женщин в Германии. Все это проблемы христианской цивилизации.

В начале февраля в Москве завершился Архиерейский собор РПЦ, который призвал сделать 2016-й годом особых усилий, позволяющих облегчить участь гонимых христиан.

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

Раскол христианской церкви случился в 1054 году, когда произошло окончательное разделение на Римско-католическую церковь с центром в Риме и православную с центром в Константинополе.

— Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих представителей — легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, — говорит кандидат исторических наук, религиовед Андрей Коновалец. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме самих легатов. Лишь в 1965 году взаимные проклятия были сняты.

— Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной церквями, имущественные споры, — рассказывает Андрей Коновалец.

Немалую роль, по словам эксперта, сыграла и политическая борьба между Римом и Константинополем за первенство в христианском мире.

УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА

Вместе с тем католическая церковь призывает к уважению всего того в наследии прочих христианских церквей, что не противоречит христианской вере, и считает, что в исторических церквях, по выражению одного из пап, «обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными церкви Христовой, побуждают к единству».

Главными из таких элементов, связывающих католиков с другими христианами, Рим считает действительные таинства (см. инфографику) и апостольское преемство.

СВОЕВРЕМЕННЫЙ И УМЕСТНЫЙ ДИАЛОГ

Католическая церковь, надо отдать должное, признает право на существование других церквей. Но себя все-таки видит на первом месте главной. Йозеф Ратцингер, в 2005 году взошедший на папский престол под именем Бенедикта ХVI и сложивший с себя полномочия в 2013-м, позицию по отношению к христианам-некатоликам сформулировал так: «Хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической церкви».

— Можно долго обсуждать догмы и право на главенство папы римского, — отмечает Игорь Яблоков. — Но куда более актуальная повестка дня — не теологические дискуссии, а решение проблем христиан во всем мире. Поэтому разговор папы и патриарха Кирилла можно считать уместным и очень своевременным.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Филипп Ильяшенко, православный священник:

- Я не имею права высказываться от имени конфессии, но готов изложить свое частное мнение. У нас есть и базовые противоречия, и вещи, которые нас объединяют. Так, при определенных условиях разрешается брак православного и католика. Православная церковь допускает и католическое крещение. А католическая церковь разрешила своей пастве принимать православное причастие. Католическая церковь, как сказал один богослов, приходится православной ересью-сестрой. Ибо мы многое не принимаем. Но — все-таки сестра.

Александр Дианин-Хавард, член организации Католической церкви Opus Dei:

- У нас почти все одинаково, а отличается, как мне кажется, только понимание роли апостола Петра. Как известно, Христос сказал: «Ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою». Петр, как верят католики, воплощается в каждом Папе Римском. Поэтому Папа и должен иметь первенство в христианском мире. Вместе с тем еще Иоанн Павел II говорил: «Я не хочу власти над Востоком, я хочу общения». Он же провозгласил принцип «Никогда не будет единства, если не будет многообразия».

Кирилл Разлогов, культуролог:

- Очень рад, что наш патриарх и папа встречаются. Это значит, что диалог возможен. На самом деле противоречия между православными и католиками не такие уж и глубокие. Ценность человеческой жизни, семьи, детей, то есть базовые человеческие ценности, у нас общие. Вспомним США, довольно религиозную страну. Там примерно половина — протестанты и половина — католики. И что? Разве это мешает им жить в мире? Абсолютно не мешает. К тому же в современном мире конфессиональная принадлежность играет уже не такое большое значение, как раньше.

СЕМЬ ХРИСТИАНСКИХ ТАИНСТВ, КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ ПРАВОСЛАВНЫХ И КАТОЛИКОВ

Миропомазание

Фото: Иван Руднев/Риа новости  

Согласно церковным канонам сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Крещение

Фото: STR

Оно знаменует собой вступление человека в мир христианства, присоединение к церкви Христа. Его установление по Евангелиям началось с крещения (очистительного погружения в воду), совершаемого Иоанном Предтечей.

Покаяние (исповедь)

Фото: Из архива

Это таинство очищает верующего от совершенных им грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Таинство елеосвящения (соборование)

Фото: Из архива

При помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Святое причастие

Папа Римский Франциск / Фото: Evandroinetti/Vaticanpool/Spazia

Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его Церкви.

Таинство священства

Фото: Андрей Александров/РИА новости

Священство есть таинство, в котором на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово. Это Таинство называется также рукоположением или хиротонией.

Таинство брака

Фото: PHOTOXPRESS  

Таинство, в котором жених и невеста дают обещание взаимной супружеской верности. Священник благословляет их союз, который должен являть образ духовного союза Христа с Церковью.

СПРАВКА

Встреча глав православной и католической церквей готовилась давно. В 1996–1997 годах велись переговоры об организации личной беседы Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II. Однако эти переговоры прекратили из-за миссионерской деятельности католических священников на канонической территории Московского патриархата. Но Священный синод РПЦ никогда не отвергал саму возможность такой встречи в будущем, когда для нее сложатся условия.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Имеет ли значение встреча двух патриархов лично для вас?

Этот вопрос, каким бы простым на первый взгляд он ни казался, ключевой — и отражает современное состояние нашего общества. Ответ дают наши читатели.

Таисия Кравчук, филолог:

 - О встрече патриарха и папы римского я слышала лишь мельком, читала в новостях. Я думаю, что такая знаковая встреча обязательно должна нести за собой знаковые решения, способные изменить мир. Но считаю, что сам мир пока к этому не готов.

Елена Гладкова, преподаватель:

- Думаю, что все верующие с трепетом будут следить за ходом встречи лидеров двух конфессий. Наш многополярный и многоконфессиональный мир очень хрупкий. Однако в наших силах сделать все возможное, чтобы сохранить его.

Юлия Алисова, дизайнер:

- Я думаю, что у православных и католиков гораздо больше общего, чем у всех остальных вероисповеданий. Есть общие культурные мотивы, архитектурное наследие. И самое главное — понятие о том, что здоровье близких, счастье и любовь — то, что ради чего стоит жить и о чем мы все молимся.

Никита Воронцов, менеджер:

 - Можно сказать, что эта тема сейчас — в топе самых важных для мирового сообщества. Лично для меня очевидно, что сам факт этой встречи показывает: перед лицом опасности стоит пойти навстречу и объединиться даже тем, кто не садился за стол переговоров веками.

Татьяна Малеш, студентка:

 - О встрече я узнала от преподавателя в университете и могу сказать, что их это по-настоящему всколыхнуло. Этой встречи ждали христиане всего мира. Надо внимательнейшим образом следить за ее развитием, ведь эта встреча войдет во все учебники истории. И стоило бы помолиться, чтобы все прошло благополучно.

amp-next-page separator