На повестке дня защита христиан и поиск компромисса

Общество
Возможность встречи глав Римско-католической и Русской православной церквей обсуждалась почти 20 лет. Что мешало прямому общению раньше и чего мы вправе ожидать от их встречи сегодня?

И еще важные вопросы: о чем будут говорить наш патриарх с понтификом, к каким соглашениям придут и какие вопросы будут обсуждаться в кулуарах.

ЖДЕМ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА

— Русская православная церковь ожидает от этой встречи нового этапа во взаимоотношениях с Римско-католической церковью, — отвечает отец Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. — Мы ждем развития диалога и наших совместных трудов по самым актуальным темам: это и гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Африке, и защита традиционных христианских ценностей, в том числе и в Европе, и распространение Евангелия по всему секулярному миру.

— А что раньше мешало нормальному диалогу католиков и православных?

— К сожалению, основным препятствием для полноценного диалога, не обремененного какими-то объективными проблемами, служит ситуация с униатской церковью в Украине. Этой темы нет в повестке дня встречи понтифика с патриархом, но мы надеемся, что ее обязательно будут обсуждать.

— Иными словами, все противоречия между православными и католиками — в политике прозелитизма, то есть в стремлении обратить в свою веру, которую практикует Ватикан?

— Да, действия Римско-католической церкви приводят к самым печальным для православия проблемам.

СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Тем временем политологов, экспертов и духовенство мучает вопрос: почему судьбоносная встреча должна состояться на Кубе?

— Тут нет никакой политической интриги или тем паче идеологии нейтралитета, — утверждает отец Стефан Игумнов, секретарь отдела внешнецерковных связей Московского патриархата по межхристианским отношениям. — Просто так сложились обстоятельства: очень близко пролегли маршруты патриарха и понтифика через Латинскую Америку. Святейший намеревался посетить сначала Кубу, а потом Мексику. А Франциск, вероятнее всего, возвращался из США и сделал остановку в Гаване.

— Будет ли на этой встрече обсуждаться проблема униатства?

— Проблема экспансии грекокатоликов в Украине и их действия в нынешнем украинском кризисе — одна из самых болезненных. На протяжении двух последних десятилетий был шанс встречи Папы Римского и Патриарха Московского, однако все упиралось в действия униатов. В 1990-е годы встреча была невозможна из-за захвата униатами православных храмов и убийств священников.

И к 1997 году, когда планировалась встреча Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, эта проблема так и не была решена.

Рим вычеркнул из проекта совместного заявления отказ от униатства как средства воссоединения церквей и от католического прозелитизма на постсоветском пространстве.

ДУХОВНАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК

23 февраля 2016 года вступает в силу Экуменическая концепция Украинской грекокатолической церкви. Это начало нового этапа духовной экспансии Ватикана против Православной церкви.

— Если в двух словах, униаты утверждают, что их церковь берет свое начало не с конца XVI века, а со времени Крещения Руси, — разъясняет научный сотрудник Российского института стратегических исследований Андрей Серебрич. — УГКЦ претендует на то, чтобы стать центром объединения украинского православия в Поместную церковь под началом Рима. Это ответ на запрос нынешних политических элит Украины на создание национальной, независимой от Москвы церкви. Я ожидаю, что встреча понтифика и патриарха будет как-то способствовать решению этой проблемы.

— А что же главный вопрос — гонения на христиан?

— Большинство христиан уже бежали с Ближнего Востока либо были убиты исламистами. По моему мнению, встреча будет носить не столько практический, сколько имиджевый характер.

И еще одно. Когда в сентябре прошлого года Папа Франциск был в Штатах с пасторальным визитом, кроме официального посещения Белого дома и беседы с Обамой понтифик имел приватный разговор с американским послом в Ватикане Кеннетом Хаккетом. В кулуарах господин Кеннет настоятельно рекомендовал святому отцу активизировать униатское движение с целью окончательно оторвать от России Украину, связи с которой сегодня во многом поддерживаются усилиями РПЦ.

amp-next-page separator