С уважением, Кашалот
«Вечерка» представляет новую рубрику, публикации которой будут рассказывать о тех людях, кто с увлечением делает современное радио. Узнают наши читатели и интересные факты о жизни легендарных радиоведущих. Расскажем мы и об историях создания передач, на которых выросло несколько поколений слушателей, с ностальгией вспоминающих их по сей день. И, конечно, наша рубрика будет регулярно знакомить читателей с программами сетевого вещания радио «Вечерняя Москва».
Летом 1964 года из всех радиоприемников Советского Союза донесся клич: «Кооа-ап!», затем таинственный голос произнес: «Репортаж о событиях невероятных». Так миллионы радиослушателей познакомились с передачей, чей выход в эфир затем становился событием.
А началось все с того, что Детская редакция Всесоюзного радио предложила детскому писателю и популяризатору науки Майлену Константиновскому написать не слишком наукообразный материал о новой в то время науке — бионике. К нему обратились не случайно: молодежь зачитывалась его статьями в журнале «Знание — сила». Автор подошел к заданию творчески. Если бионика — наука о том, как человек заимствует «изобретения» природы, то и авторские права «изобретателя» кто-то должен охранять.
Так и появился Комитет по Охране Авторских Прав Природы, КОАПП. Занимательный формат — короткая радиопьеса, героями которой стали животные, — был прежде всего рассчитан на детей. Озвучивали их актеры театра и кино. Открывала и закрывала эфир Птица-секретарь, которую озвучивал актер РАМТа и Театра Моссовета Константин Устюгов. Он специально отправился в зоопарк, чтобы послушать крик этой птицы. За голоса Совы, а также и корреспондента К ОАПП Мартышки отвечала Зинаида Нарышкина. Народный артист Сергей Цейц озвучивал рассудительного гепарда и восторженного удильщика. Председателем КОАППа был консервативный, но справедливый Кашалот, говоривший голосом Михаила Погоржельского. Когда актер оказался в больнице, звукорежиссер развернул полевую студию в палате.
— Сценарии Майлена — это как шкатулки с тройным дном. Он сочетал высокое литературное качество сюжетов, научное просвещение и педагогику, — рассказывает коллега Константиновского Татьяна Потапова.
Популярность программы была фантастической. Письма шли мешками. Адресатом был Кашалот.
Отвечал на них сотрудник Дарвиновского музея, натуралист Петр Смолин.
— Мы считаем, что прообразом Кашалота был Смолин.
Хотя прямых доказательств нет. Не сохранились и ответы на письма, впрочем, наверняка на антресолях у кого-то лежит письмо «от Кашалота», — говорит старший научный сотрудник Дарвиновского музея Марина Галич.
СПРАВКА
Радиосериал «КОАПП» выходил в эфир с 1964 по 1999 год. Его материал лег в основу книг, изданных в 70-х годах. Тогда же вышли пластинки с записью программ. В 80-х появился кукольный мультсериал, затем — пара рисованных серий. В 2000-х вышла одно именная телепередача. Сегодня для продолжения жизни персонажам «КОАППа», видимо, нужно стать героями соцсетей.
ЕСЛИ ЕСТЬ СПРОС, ЗНАЧИТ, БУДЕТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Рассказывать о науке на радио — непросто. У автора нет возможности проиллюстрировать текст впечатляющей хроникой, визуализировать скрытые от глаз явления красивой графикой. Видимо, поэтому в современном радиоэфире научные достижения представлены в виде сухих информационных сводок или классических бесед с учеными. Но было время в истории радиовещания, когда передачами о науке заслушивались все — от мала до велика. В чем же секрет успеха тех программ? Прежде всего в занимательной форме подачи сложного материала. Для этого мало иметь научную степень, нужно обладать воображением, талантом к сочинительству. А теперь представьте, что этот труд был поставлен на поток.
А в основе этой фабрики просвещения, как правило, стоял человек с уникальным умением — просвещая развлекать. Да, были помощники — редакторы, которым приходилось разбираться во всех темах сразу, но все же в основе проекта была личность автора, который мог написать до 300 оригинальных сценариев. Откуда брать вдохновение на титанический труд? Как не стать жертвой творческого кризиса? Ответы на вопросы уходят вместе с людьми, создававшими золотой фонд радиопрограмм. Но остались созданные ими передачи. И есть надежда, что опыт работы предшественников еще даст свои плоды. Ведь почва есть, а спрос на образовательные проекты сегодня как никогда высок.
ПЕРВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДИКТОРА
На протяжении XX века в советском радиовещании и телефонии использовался угольный микрофон, изобретенный Эмилем Берлинером в 1877 году. Агрегат прост и гениален: в его основе емкость с угольным порошком, который в такт звуковым колебаниям сжимается и меняет электрическое сопротивление, преобразуя акустический сигнал в электрический. В наше время угольный микрофон уступил место куда более качественным динамическим или электретным аналогам.
КАК КГБ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ АВТОРОМ «КОАППА»
В мае этого года автору передачи «КОАПП» Майлену Константиновскому исполнилось бы 90 лет. В интервью «ВМ» о нем рассказывает его вдова, художник Ольга Левенок.
- Как Майлен Аронович готовил свои передачи?
- Майлен был очень музыкальным человеком, постоянно слушал классику. От чувства ритма, звучащего слова он и отталкивался при написании сценариев. Дома он вслух проговаривал тексты будущих радиопьес. Кстати, он писал и музыку, ее можно услышать в некоторых программах. Хотя музыке никогда не учился.
- Автор «КОАППа» понимал, насколько передача популярна?
- Конечно, редакция была завалена мешками писем. Он не успевал всем отвечать. А однажды ему позвонили из КГБ, попросили, чтобы Константиновский как популяризатор науки выступил перед их аудиторией. Сам факт того, что «К ОАППом» интересовались так высоко, говорит о многом.
- Каким человеком муж был в жизни?
- Очень внимательным, тактичным и чутким. Долгие годы не решался сказать, что не любит одно из блюд, которое я готовила для него 17 лет! В доме у нас всегда была легкая атмосфера, мы много шутили. В компаниях Майлен неизменно оказывался самым интересным рассказчиком.
- Как вы думаете, если бы передача создавалась сегодня, она стала бы популярной?
- Уверена в этом. Персонажи, которые создал Майлен, — вне времени. В этом его уникальная творческая находка.
ГОВОРИТ «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»
Программы сетевого радио «Вечерняя Москва» выходят в эфир с понедельника по пятницу.
● 15:00 — новостная программа «Сейчас в городе».
● 17:00 — афиша культурной жизни столицы. В пятницу сетевое радио работает в эфире в течение трех часов.
● 15:00 — журналисты подводят итоги недели
● 16:00 — в эфире обзор газеты «Москва Вечерняя».
● 17:00 — афиша культурных событий на выходные дни (парки, кино и телевидение), рубрика для путешественников.
Эфир сетевого радио «Вечерняя Москва» — интерактивный. Позвонить в студию и задать вопрос можно по телефону (499) 557-04-29.
ОБ АВТОРЕ
Станислав Анисимов - автор и ведущий рубрики. Работает ведущим сквозного эфира сетевого радио «Вечерняя Москва». Объясняя феноменальную способность этого журналиста вещать без перерыва в течение двадцати пяти часов в сутки, коллеги пришли к однозначному выводу: он родился радиоведущим.