Оцифрованное детство. Диафильмы получают новую жизнь на просторах интернета

Общество
Сегодня многие с ностальгией вспоминают советские годы. Нам кажется, будто в том нашем прошлом все было как-то светлее, чище, ярче. Наверное, потому что мы и сами были детьми. Чистыми и честными. В нашей новой рубрике «Ностальгия» мы рассказываем, как артефакты нашего детства обретают новую жизнь.

Слово из далекого прошлого — диафильм. Термин, которому, казалось, уже нет места в сегодняшней реальности. Но специалисты Российской государственной детской библиотеки с таким положением дел не смирились. Заручившись поддержкой Министерства культуры России и Госфильмофонда, они запустили проект по сохранению и оцифровке старых диафильмов. Евгений Завьялов, ведущий инженер Российской государственной детской библиотеки, аккуратно вставляет пленку в сканер. Раздается щелчок, потом — тихое жужжание. Процесс оцифровки запущен. Через час корреспондент «Вечерки» сможет увидеть старый советский диафильм без белой простыни и проектора — прямо на мониторе компьютера.

Старый сканер

Отдел автоматизации РГДБ находится на 4-м этаже библиотеки. На одном из столов стоят два древних сканера, напоминающих продолговатые серые коробки. Они позволяют перенести изображение с пленки на компьютер, не повредив.

— С ними пришлось повозиться, — говорит ведущий инженер РГДБ Евгений Завьялов. — Подобную технику уже не выпускают, так что времени на поиски мы потратили немало.

Другие сканеры не подходили. Для них пленку пришлось бы резать и сканировать покадрово. Но тогда оригиналы были бы навсегда утеряны.

— Сканирование занимает всего лишь 50 минут, — продолжает Евгений. — Потом начинается самое интересное — процесс восстановления изображения. Многие пленки с годами выцвели.

Перед сканированием диафильм обрабатывают изопропиловым спиртом / Фото: Наталья Феоктистова

Я так вижу

Цветокоррекция — самый творческий этап восстановления. Библиотекарь Глеб Герасименко рассматривает кадр из сказки «Две сестры». Цвета еле различимы.

— Это чем-то напоминает детскую раскраску, — Глеб подбирает для избушки оттенки фиолетового. — Мы не знаем доподлинно, какими были цвета изначально, так что вся коррекция на моей совести. Раскрашиваю вручную. Программа-редактор тут бесполезна. Можно только испортить картинку.

От пленки к книге

Работа над каждым кадром занимает немало времени: пленки могут быть серьезно повреждены. Пусть и не за один день, но изображение полностью восстанавливается.

— Следующий этап — создание электронной книги с кадрами-картинками в формате .pdf, — продолжает Евгений Завьялов. — В таком виде диафильмы и попадают в сеть. Распознавание позволяет искать их не только по автору и названию, но и по отдельным фразам или именам персонажей.

Кадр диафильма до и после цветокоррекции / Фото: Наталья Феоктистова

Ищите в сети

Все оцифрованные диафильмы можно найти на сайте Национальной детской электронной библиотеки.

— Мы составили реестр диафильмов, которые можем найти и оцифровать, — поясняет Евгений. — Это и пленки из нашей коллекции, и из других библиотек, и из частных собраний. Сейчас на сайте более 1500 диафильмов, а в реестре — 5000 наименований. Каждый день на нашу страницу заходят тысячи пользователей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Илья Гавришин, замдиректора Российской государственной детской библиотеки по информатизации и фондам: 

Диафильм — особый вид искусства. Он развивает воображение, интерес к обучению и чтению. Диафильмы — художественные и документальные, развлекательные и обу чающие — они основаны на лучших произведениях мировой литературы и созданы выдающимися художниками. И это отличный повод собраться вместе всей семьей.

СПРАВКА

Национальная электронная детская библиотека — это еженедельно пополняемая бесплатная коллекция материалов о детях и для детей из фондов РДГБ. Получить доступ к ним можно после простой регистрации. В прошлом году было зафиксировано 149 000 посещений ресурса и более миллиона электронных книговыдач.

amp-next-page separator