«Садись, детуля, я тебя увековечу!»
В московском музее Анатолия Зверева, одного из самых значимых и эпатажных художников поздней советской эпохи, открылась новая экспозиция.
Выставочный проект «Красавицы столетий» — это 55 женских портретов, тщательно и с любовью отобранных из огромного наследия Анатолия Зверева. Он родился на московской окраине, в Сокольниках. В Москве и умер — в 1986 году. Прожив всего 55 лет своей, такой невероятной для обычного советского человека жизни...
Бунтарь и «неформал», художник «принципиально неофициальный, но истинного народный», который даже в эпоху развитого застоя и всеобщей уравниловки имел мужество (а часто и — наглость!) жить по абсолютно своим, зверевским законам — неприкаянный и влюбчивый, нежно преданный всем своим «детулям», Зверев имел острый и точный взгляд великолепного рисовальщика. И его непостижимые женские портреты, то выписанные в лучших традициях высокого искусства, то — нарочито, виртуозно небрежные, стали своего рода визитной карточкой, на весь мир прославив бездомного гения...
Это сегодня портреты кисти Анатолия Зверева являются желанной добычей для коллекционеров и моментально узнаются в альбомах и на выставках. А искусствоведы почтительно рассуждают об открытом Зверевым (задолго до рождения моментальной, «мобильной» фотографии!) эффекте мгновенного кадра. Когда своевольным росчерком художник за доли секунды схватывал самые сокровенные черты и душевные порывы своей модели... «Садись, детуля, я тебя увековечу!» — именно такой «фирменной» фразой Зверев почти всегда начинал сеанс своей собственной художественной «магии».
Кстати, многие модели художника оставили свои захватывающие воспоминания об этих сеансах... Куратор экспозиции в музее АЗ Полина Лобачевская собрала именно такие, уникальные в своем роде портреты, история создания которых доподлинно известна и рассказана непосредственными свидетелями. Точно также — «Садись, детуля..» называется и целый раздел экспозиции, связанный с живыми свидетельствами о работах и самом художнике...
У кого Зверев учился? Где черпал идеи, набирался мастерства? Он и сам, исключенный в свое время из художественного училища за «богемно анархическое поведение», не скрывал свои источники вдохновения, перечисляя «учителей» от эпохи итальянского Ренессанса вплоть до золотого века русского авангарда.. И вглядываясь в эти удивительные портреты, ты понимаешь, что так оно и есть... Его женские головки, его красавицы были настоящими предвестниками ренессанса человечности, веры в силу добра и сострадания, с которыми отныне навечно связана эпоха хрущевской «оттепели»..
Естественным и волнующим продолжением заявленной темы стал изданный специально к выставке уникальный альбом «Красавицы столетий. 100 женских портретов Анатолия Зверева» — он сопровождает экспозицию и сам по себе является произведением искусства.
Также специально к открытию выставочного проекта российский дизайнер Игорь Чапурин создал свое посвящение красавицам Анатолия Зверева: авторскую футболку и платок, которые можно приобрести в магазине музея. Как и многочисленные сувениры, навеянные творчеством и личностью художника.
«Для меня большая честь стать частью этого прекрасного проекта, — говорит Игорь Чапурин. — Анатолий Зверев всегда был для меня одним из тех персонажей мировой арт–сцены, чье наследие стимулировало меня на поиск нового».
Экспозицию «Красавицы столетий» можно увидеть в музее АЗ до 30 сентября. По адресу: 2-я Тверская – Ямская улица, дом 20-22, станция метро «Маяковская».