Социальный работник центра социального обслуживания «Щербинский» Наталья Дмитриева (справа) и ее подопечная Мария Никитична Никулина / Фото: Владимир Смоляков

Социальный работник. И дома поможет убраться, и продукты вам принесет

Общество
При каждом центре соцобслуживания в нашем городе работают специалисты, основная задача которых — помогать тем, кто вследствие своего возраста, здоровья или жизненных обстоятельств не может без этого обходиться.

Это социальные работники.

С зонтом и огромным пакетом в руках бежит ранним утром по улице Вишневой, что в Новой Москве, социальный работник центра социального обслуживания «Щербинский» Наталья Дмитриева. Стремительно, будто не чувствуя тяжести ноши, женщина вбегает на последний этаж дома № 8 и звонит в дверь. Открывает ей труженик тыла, девяностооднолетняя Мария Никитична Никулина и приобнимает социального работника — как близкую подругу.

Наталья выкладывает принесенные для женщины продукты: свежий хлеб, молоко, муку, пачку творога, печенье... Затем, усаживаясь за стол рядом с Марией Никитичной, раскладывает квитанции по оплате коммунальных услуг, подробно объясняет, за что заплачено, о плате за капитальный ремонт, о льготах, которые ей полагаются, и субсидиях. После этого достает из сумки принесенные для женщины лекарства, расспрашивает о ее здоровье, о настроении подопечной, внимательно выслушивает ее, записывает пожелания, что принести в следующий раз. И вот, пришло время расставаться до следующего визита — социального работника ждут другие подопечные.

Всего их у Натальи Дмитриевой четырнадцать — одиноких пожилых людей, которым требуется помощь в бытовых вопросах и простое человеческое общение. К каждому она приходит не реже двух раз в неделю.

Рабочий день Натальи Дмитриевой — это круговерть, состоящая из закупки продуктов, уборки в квартирах, оплаты квитанций и других неотложных дел.

Социальный работник сопровождает подопечных в поликлинику, помогает им в оформлении документов на получение соцподдержки, которую выделяет государство.

На ногах — с девяти до полпятого. А то и задерживаться приходиться. Но Дмитриевой не привыкать — она в прошлом спортсменка, преуспевшая в лыжных гонках, поэтому такие «гонки» по Щербинке она переносит хорошо.

И вообще, у этого человека много талантов, благодаря которым она отлично справляется со своей работой Причем справляется настолько хорошо, что даже победила на окружном этапе конкурса «Социальный работник-2016» и заняла четвертое место на городском этапе.

А свои артистические таланты, которые покорили судей на конкурсе, — он проходил в форме творческих презентаций, — Наталья использует в каждодневной работе. Чтобы поднять настроение, поет подопечным частушки или русские народные песни.

— Стараюсь найти подход к каждому, — рассказывает она. — Если бабушка жалуется на мигрени из-за плохой погоды, отвлекаю разговорами: «А вы Малышеву сегодня смотрели? А доктор Комаровский что по этому поводу говорил?». Порой поговоришь просто по душам, и человек про все свои мигрени сразу забывает.

Может, со стороны работа социального работника и кажется «вольной», на на самом деле она строго регламентирована. Ведь люди привыкают видеть у себя человека по определенным дням и в определенное время. Да и поговорить, пообщаться, поделиться радостью или пожаловаться.

— Иногда мы отходим от стандарта, — признается Наталья. — Не откажешь же бабушке, если она просит второй раз на дню зайти? И не уйдешь же, когда ей очень нужно выговориться.

Бывает, социальному работнику приходится зайти к подопечным и в выходной день.

Иногда вместе с супругом, когда нужны «мужские руки» — кран отремонтировать, дверь починить.

— Ты, Наташенька, самая счастливая женщина на свете, — говорит социальному работнику ее подопечная, восьмидесятишестилетняя Тамара Ильинична Васильева. — У тебя самый лучший муж!

Они любят расспрашивать ее про умницу-дочку, которая заканчивает школу, и про сына — гордость семьи, который только что вернулся из армии. За столько-то времени общения все уже стали родными.

— У некоторых людей, за которыми я ухаживаю, есть дети, которые, к сожалению, мало заботятся о родителях. Иногда звоню или пишу им смс: «Ваша мама скучает, когда сможете приехать?» Но не вмешиваюсь в их семейные дела, а сопереживаю. И помогаю по мере возможности.

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ:

● социальное обслуживание на дому столичных граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию;

● социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;

● предоставление адресной (вещевой или продуктовой) неотложной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке;

● полустационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в форме дневного пребывания;

● оказание разовых услуг «Мобильной социальной службой»;

● обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации по индивидуальной программе реабилитации (ИПР);

● социально-психологические, предусматривающие оказание необходимой помощи в коррекции психологического состояния получателей соцуслуг для адаптации в социальной среде;

● комплексная реабилитация лиц с ограничениями жизнедеятельности (полустационар);

● работа различных клиентских служб;

● социально-правовые, направленные на оказание необходимой помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

● срочные социальные услуги, которые включают в себя:

— обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов;

— обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

— содействие в получении психологической помощи с привлечением к этой работе специалистов: психологов и священнослужителей;

— иные срочные социальные услуги.

СПРАВКА

Услуги по соцобслуживанию на дому предоставляются одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной социальной помощи. В перечень услуг входит доставка на дом продуктов питания и медикаментов, оплата коммунальных и других услуг, помощь в приготовлении еды, содействие в получении медицинской помощи, правовые услуги и прочее.

Более подробно по круглосуточной «горячей линии» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы: (495) 623-10-60.

КСТАТИ

Официально профессия социального работника появилась в России в апреле 1991 года — четверть века назад. В соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе. Однако существовала она еще 300 лет назад. 8 июня 1701 года Петр Первый издал указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Так появились люди, которые живут заботой о других.

amp-next-page separator