Реликвии школьных музеев рассказывают ребятам о подвиге их дедов и прадедов
Вопрос, как заинтересовать современных школьников этой непростой темой, волновал многих участников Клуба учителей. Помочь педагогам в этом могут и должны исторические материалы: архивные документы, предметы и реликвии, сохранившиеся до наших дней.
— В музеях военная история рассматривается весьма специфически, — рассказывает гость встречи, старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил Министерства обороны Юрий Старшов. — Все о событиях можно узнать с помощью экспонатов, будь то медаль, военная форма или боевое знамя. Такой подход открывает целый ряд возможностей для работы, в том числе и с подрастающим поколением.
Но, как отмечает Юрий Старшов, здесь есть определенная сложность: все экспонаты отделяются от посетителя своеобразной гранью — витриной. Получается, увидеть историю можно, а вот прикоснуться к ней — нет. Тут на помощь и приходит музейная педагогика.
— В Центральном музее Вооруженных сил вот уже на протяжении семи лет работает зал музейной педагогики, где школьники могут подержать экспонаты в руках, внимательно рассмотреть их, — говорит Старшов.
Большая коллекция такого наглядного материала, посвященного истории Великой Отечественной, есть не только в крупных музеях страны, но и в музеях школьных. Их, к слову, в Москве более 900. Экспонаты из этих музеев можно использовать как на классном занятии, так и во внеурочной деятельности.
— Например, медаль «За оборону Москвы» очень массовая: ею были награждены около одного миллиона трехсот тысяч человек, — отмечает Старшов. — Такой экспонат достаточно часто встречается в школьных музеях.
Музейный работник предложил педагогам несколько способов, как использовать медали на тематических уроках по истории. Во-первых, учитель может наглядно описать награду и рассказать ученикам, за что она вручалась. А затем персонализировать ее, то есть рассказать о конкретном герое, о подвиге, за который была получена награда. А примеров героизма советского народа множество: один из них — боевая история знаменитых снайперов Марии Поливановой и Натальи Ковшовой, которые были посмертно награждены медалями «За оборону Москвы».
Во-вторых, можно провести конкурс, где самим учащимся будет предоставлена возможность рассказать о том или ином экспонате. Это самая интересная, но и самая сложная часть коллективной школьной работы, так как она требует активного участия учащихся.
Конечно, помимо медалей, школьные музеи столицы хранят немало интересных предметов: например, в школе № 2101 «Филевский образовательный центр» есть несколько видов военной формы. Одну из них — пожарную — руководитель музея «С чего начинается Родина» Людмила Скрипник привезла на встречу Клуба учителей:
— В нашем музее экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, тесно связана с еще одной знаковой темой — историей пожарной охраны, — отмечает педагог. — К сожалению, на уроках истории уделяется недостаточно внимания подвигу пожарных во время обороны Москвы.
На момент начала войны из 58 тысяч строений Москвы 40 тысяч были деревянными, а враг планировал выжечь город дотла. К началу наступления фашистских войск на столицу пожарных — молодых, сильных ребят — уже забрали на войну. И поэтому были созданы добровольные отряды, в которые шли школьники от 14 до 16 лет, в том числе и девушки.
— В нашей школе есть форма девушки-пожарного времен войны, — рассказывает Людмила Скрипник. — Во время занятий в музее я предлагаю кому-нибудь из учениц примерить ее, чтобы прочувствовать атмосферу военного времени.
Активно работает с предметами военной эпохи и учитель истории школы № 1726 Валентина Усачева. Один из ее любимых экспонатов — тетрадь по тригонометрии 1941 года.
— Проводя уроки в нашем Музее боевой славы 21-й дивизии народного ополчения, я ставлю перед собой задачу не только сделать занятие интересным, но и приоткрыть страницу истории так, чтобы ребята прониклись событиями того времени, — говорит Валентина Усачева. — Рассматривая тетрадь ученика 9-го класса Антона Харитонова, ученики сравнивают себя со школьниками 1941 года.
Вместе с учителем математики Валентина Усачева придумала тему интегрированного урока «Изучение математики сквозь призму исторического процесса». На занятии педагоги с учениками рассматривают, как изменялся учебный процесс с течением времени, отмечают основные плюсы и минусы советских форм обучения. В конце урока девятиклассники пробуют решить контрольную работу по тригонометрии 1941 года. По словам педагога, после такого необычного занятия многие старшеклассники увлекаются этим сложным предметом.
А вот руководитель Музея дальней авиации гимназии № 1504 Станислав Лавров включает в свои уроки рассказ о поисковой работе.
— Наши экспонаты в буквальном смысле слова парные, — говорит педагог. — Часть из них найдена в ближайшем Подмосковье. На этих экспонатах мы рассказываем и показываем учащимся, как беспощадна почва к историческим реликвиям.
На встрече многие руководители школьных музеев отметили, что их экспонаты дают возможность развивать творческий подход к проведению уроков, помогают связывать историю с другими науками, например с физикой, химией, математикой, географией. Таким образом, музейная педагогика позволяет совмещать на одном уроке сразу несколько предметов. Но самое главное, конечно, в том, что работа учащихся в школьных музеях воспитывает в молодом поколении чувство гордости за свою страну, своих предков, отстоявших в лихие годы любимый город, — подчеркнули все участники встречи Клуба учителей.