Рынки привлекают покупателей тем, что знают вкусы каждого

Общество
Вещевые и продуктовые рынки в Москве постепенно уходят в прошлое. На их месте появляются красивые и уютные торговые комплексы. Почему это происходит? Чем хороши и плохи базары? Обозреватель «ВМ» попробовал разобраться

Выхожу со станции метро «Водный стадион». Буквально в паре минут ходьбы — продовольственнно-вещевой рынок «Модный стадион». Это скорее комплекс киосков, где продают все: от хлеба и изоленты до зимних курток.

Захожу в продовольственную часть рынка. Мясо, колбасы, молоко. Покупателей мало.

— Как рядом торговый центр с гипермаркетом открыли, так и народу меньше стало, — рассказывает Лючия Сырбу, продавец родом из Молдавии.

Оцениваю продукты. Ага, литровая бутылка кефира — 65–70 рублей. В гипермаркете «О’кей», что в трех минутах ходьбы, для сравнения, можно купить и за 50 рублей.

— Конечно, они крупным оптом все закупают, у них ассортимент шире, — рассказывает Лючия.

В вещевой части рынка, кажется, до сих пор 1996 год. В киосках и на улице рядом вывешены тонны джинсов, курток и каких-то давно вышедших из моды шапок. И — пустота. За 20 минут прогулки я встретил всего пятерых покупателей.

— Зато у нас дешево. Вот смотри, распродажа джинсов — по 500 рублей всего. А есть и за 250, — рассказывает продавец Гусейн Вагифов. — К нам в основном свои ходят: мигранты и местные жители, кто хочет сэкономить. Мы многих в лицо и по имени уже знаем.

По словам Гусейна, торговля идет не очень хорошо. Сильную конкуренцию составил не только открывшийся торговый центр, но и магазин «Смешные цены» — с очень похожим ассортиментом и ценами.

Продавец Ирина Кривцова в мясном отделе Коптевского рынка столицы / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Еду на рынок «Коптевский». Он тоже универсальный: есть и продукты, и вещи. Что ж, с продуктами здесь, кажется, получше! Отличные яблоки по 100–120 рублей, груши по 150, квашеная капуста и огурцы, живая рыба в аквариумах. Захочешь — выловят и продадут.

— Рынок считается фермерским, — рассказывает продавец Ирина Кривцова. — У нас есть продукты, которых вы в магазине не встретите.

Так и есть. Захожу в соседние сетевые магазины. Цены ниже, чем на рынке: яблоки от 70 рублей. — Но не такие красивые и не пахнут. Зато дешевле. Вот и выбирай!

Еду на станцию метро «Петровско-Разумовская». Здесь еще 4–5 лет назад был жутковатый вещевой рынок. Теперь на его месте — трехэтажный торговый комплекс «Парус» с сетевыми ресторанами, бутиками, супермаркетом на первом этаже и просторной парковкой. Что лучше? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Думаю, именно за такими торговыми комплексами будущее. Москвичи с большим удовольствием делают покупки в тепле и уюте. Даже если цены немного выше.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Немерюк, глава столичного Департамента торговли и услуг:

— У нас есть и позитивные, и негативные тенденции по рыночной торговле. В любом случае рынок — одна из древнейших форм торговли, и, конечно, у нас есть хорошие, качественные рынки с нормальным менеджментом и ценами. При этом, учитывая дороговизну земли в Москве, бизнесу вместо рынка гораздо более эффективно построить торговый комплекс, сдать его большому количеству арендаторов и просто получать за управление либо еще за какие-то вещи хорошие дивиденды.

ЦИФРА

18 процентов мест сейчас свободны в торговых центрах Москвы. Это более чем 10,3 тысячи бутиков, площадью от 20 квадратных метров. Таким образом, у московских торговцев есть шанс найти удачное для работы место практически в любой точке столицы.

amp-next-page separator