Скульптор Андрей Асерьянц собрал из металлолома статую «Ростокинский дворник». Монумент установлен в 2006 году на Малахитовой улице в районе Ростокино / Фото: Александр Кожохин

Не хлам, а материал. Скульптор дарит городу необычных героев

Общество
Железный дворник с растопыренными усами «метет » Малахитовую улицу и в дождь, и в снег. Он стоит на страже чистоты (и на радость прохожим) уже 10 лет. Скульптору ехидно осматривает ее создатель Андрей Асерьянц: «Ну надо же, не развалилась». Корреспондент «ВМ» прогулялась по столичным улицам вместе со скульптором и навестила его творения из запчастей.

Для кого-то «Ростокинский дворник», а для Андрея Асерьянца — это дядя Витя, громадная копия мужичка с метлой, который исправно убирает мусор в его дворе.

— Дядя Витя философ такой, больше на Эдуарда Лимонова похож, чем на дворника, — описывает свою работу скульптор. — Забавный мужичок, сумасшедший.

Свои скульптуры Асерьянц делает на века, и по Москве их немало.

Мы едем в район Нагатинский Затон, где выходящих из местного загса влюбленных «встречают» железные молодожены. Немного дальше «свили» гнездо рукотворные аисты. Во дворе дома № 8 по Кленовому бульвару «пророс» дуб из Лукоморья с русалкой, а по Нагатинской набережной «гуляет» трио железных дев — дама с собачкой, велосипедистка и фотограф. Одно роднит таких разных героев — когда-то они были металлолом на свалке, а стали произведениями искусства.

Мы как раз подъезжаем «к девчонкам», как шутя их называет автор.

Железная леди сидит на велосипеде, другая ведет на поводке таксу, третья «фотографирует» прохожих на камеру советских времен.

Асерьянц по-хозяйски дергает старенький штатив фотоаппарата — сидит крепко. И вспоминает, как жутко не успевал сдать работу в срок.

— Мы с помощником понеслись на свалку искать, из чего делать «фотографа». Ковырялись в железках, и вдруг помощник издает душераздирающий крик! Я подхожу, а он держится руками за… штатив от старого фотоаппарата. Все еще с диким воплем выдергивает его, мы хватаем этот штатив в охапку и бежим делать «фотографа».

На руле велосипеда болтается голубой замок. Видимо, молодожены повесили. Да и на здоровье, считает Асерьянц. Это вообще скульптуры, с которыми можно творить все что угодно, хоть седлать их, — автор разрешает.

На таксе замечаем нарисованные маркером треугольники. Спасибо, что не мат. Асерьянц невозмутим — пусть рисуют.

— Серьезные, пафосные монументы есть, но городу не хватает веселых, чудаковатых героев.

СПРАВКА

Андрей Асерьянц вырос в семье художников и окончил Строгановское училище. Восемь лет жил и работал в Германии, затем вернулся в Россию. Москвичам особенно полюбился его скульптурный ансамбль «Знаки зодиака» в Свиблове, не меньшую славу снискала установленная на территории Измайловского кремля статуя Росомахи — героя комиксов «Люди Икс».

amp-next-page separator