Фото 2001 года. В цирке Григорий Поляк известен не только как фотограф, «который снимал всех», но и как собиратель баек / Из личного архива фотографа

Снова поймать удачный кадр

Общество
Про него шутят, что Гришу (в цирке его зовут именно так) тут знает каждый — не только артист, директор и униформист, но каждый слон, крокодил и собака. В этом году цирковой фотограф Григорий Поляк отмечает 35 лет профессиональной деятельности. Об этом его расспрашивал корреспондент «ВМ».

35 лет. Цирк знает и куда более долгие карьеры.

— Я ощутил, что давно работаю в цирке, когда понял, что снимаю на манеже повзрослевших внуков тех артистов, которых снимал почти детьми. Я пережил 13 генеральных директоров Союзгосцирка, а потом и Росгосцирка!

Помнишь первую съемку?

— Я отлично помню их все!

Это удивительное свойство цирковых помнить все: состав программ, даты и города гастролей... Так что же все-таки снимал в первый раз?

— Программу в старом цирке на Цветном, в ней работала воздушная гимнастка Елена Дроздова. Ее фотографию тут же поместили в журнал «Эстрада и цирк» на вторую обложку, а тогда это было круто! Потом я снимал дрессировщика Валерия Кузьмина с крокодилами, и тут же появились календари с этим фото. Вот как-то так все и началось.

Ты застал расцвет советского цирка. Что ты, глядя через объектив, можешь сказать: почему все кричат о кризисе?

— Не буду говорить об экономике и творчестве, скажу о своем ремесле. До начала 1990-х выпускались большие цирковые афиши, плакаты и календари, книги и альбомы о цирке. Их было много, и все они находили покупателя. На складах точно не гнили. Особо продвинутые художники нас всегда ругали, но наши плакаты всегда занимали места на соответствующих конкурсах.

А что, такие были?

— И сколько! Больше того: когда наши артисты в 1990-х поехали за рубеж, многие захватили с собой советские плакаты и афиши. И потом рассказывали мне, как продавали плакаты за 1–2 доллара, что позволяло не умереть от голода... Эти плакаты, афиши, наборы открыток и многое другое из того, что мы тогда выпускали, до сих пор висят в гримерках, хранятся как память о времени, которым цирковые гордятся.

А что теперь?

— Плакаты не делают, цирковой альбом — почти забытый жанр. Сейчас снимать приходится в основном для интернета, а это уже не тот уровень.

Не будем о грустном... «ВМ» вот уже второй год пишет о цирке. Так что все образуется!

— Хотелось бы, чтобы это случилось в этой жизни. Ну а пока... Что остается цирковому фотографу? Ловить удачный кадр и записывать цирковые шутки.

ИЗ ЖИЗНИ    

Снимаю в Ереване знаменитый цирковой спектакль «Карнавал мира». Захожу в гримерку к руководителю номера джигитов Казбеку Плиеву, чтобы обсудить предстоящую съемку.

Его жена Галина спрашивает:

— Вам чай или кофе? — Мне все равно.

— Тогда кофе — он дороже...

Еду в командировку снимать представление в ярославском цирке. Поезд опаздывает. Я начинаю нервничать, хожу по вагону, постоянно поглядываю на часы. Со мной в купе едет старик. Видя мое состояние, спрашивает: «Что ты нервничаешь, в Ярославль все равно доедем!»

Отвечаю, что опаздываю на работу.

— На какую работу? — удивляется старик. — Вечером работают только воры и артисты.

На артиста ты не похож! Пришлось объясняться.

amp-next-page separator