Московская неделя моды в Гостином дворе открылась показом коллекции «В поисках утраченного» дизайнера Валентина Юдашкина / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Широкий обхват населения. Как меняются рост и вес горожан и зачем это измеряют

Общество
Москвичи за последние десятилетия изменились — стали выше, толще, слабее и… разнообразнее. К такому выводу пришли столичные биологи и специалисты швейной промышленности. Данные масштабного исследования, законченного в прошлом году, только сейчас прошли научную обработку. «Вечерняя Москва» первой ознакомилась с этими цифрами.

Весь прошлый год в столичных школах проводилось любопытное обследование. Тетеньки в белых халатах собирали добровольцев в медицинском кабинете или спортзале и обмеряли — рост, длину рук и ног, обхват груди и талии. Да не просто опоясывали сантиметровой лентой и ставили к антропометру (ростомеру) — были и манипуляции посложнее.

Парней и девчонок еще взвешивали, зажимали в «толстотные циркули», измеряющие ширину плеч, диаметры грудной клетки и таза, облепляли «датчиками биоимпедансного анализатора», которыми определяют, какой в теле процент жира. Проводили эту работу две организации — Центральный НИИ швейной промышленности и Московский государственный университет (точнее, его подразделение под названием Научно-исследовательский институт и Музей антропологии имена Д. Н. Анучина).

ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ

Физические параметры людей меняются в зависимости от эпохи. Многим из нас будет неудобно в бабушкином платье или дедушкином костюме: фигуры у них были другие.

— Трудно найти манекенщицу для демонстрации винтажных платьев до 1960-х годов, — говорит Ася Аладжалова, руководитель театра исторического костюма «Ретрообраз». — Девушки, которые представляют мою коллекцию, ростом примерно 157 сантиметров. Профессиональные модели для этого слишком высокие, у них чересчур большая длина туловища (расстояние от груди до бедер). У надетого на них старинного платья пояс окажется под самым бюстгальтером.

Бог с ними, с демонстраторами винтажных костюмов. Плохо, что обычные покупатели в московских магазинах долгое время чувствовали себя так же неуютно.

— В 1990-е годы спрос на отечественную одежду упал, потому что ее шили по старым лекалам — а параметры россиян изменились, — вспоминает президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. — Вроде бы размер нужный — но в плечах почему-то широко, в груди жмет, на спине морщит… Перемерив массу костюмов, покупатели возмущались: ничего не подходит. А все потому, что систему стандартов перестали обновлять.

Мода на определенный тип внешности заставляет некоторых специально подгонять свою собственную под образец / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

РУКА НА ПУЛЬСЕ

Крупные фабрики даже в самые тяжелые времена пытались угнаться за акселерацией и проводили обмеры своими силами. Известная швейная компания из Северной столицы, поняв, что покупательницы недовольны одеждой для полных и женскими брюками, предложила посетительницам фирменных магазинов поучаствовать в исследованиях. За месяц обмерили 1200 женщин и сообразили, как надо скорректировать лекала. Такую же работу провело и крупное ростовское предприятие, производящее джинсовую одежду. Старались держать «руку на пульсе» и те, кто шьет для детей.

— После того, как пять лет назад стали возвращать школьную форму, многие предприятия устроили обмеры, чтобы обновить лекала, — рассказывает председатель правления Национального союза производителей школьной и форменной одежды Александра Алдушина.

Но чтобы лекала могли обновить на всех фабриках, надо корректировать ГОСТы — а для этого нужно масштабное антропометрическое обследование. С каждым человеком возни минут на 20–25, и проделывать ее молча нельзя: надо постоянно заговаривать ему зубы, расспрашивать, где и когда родился, где работает, сколько в семье детей. От этого человек расслабляется и принимает естественную осанку: перестает втягивать живот и выпячивать грудь. Все это хлопотно и дорого. В советское время (начиная с 1957 года) такие обследования проводили через каждые 10–15 лет. Сейчас — гораздо реже.

К счастью, в прошлом году нашлись силы и средства для массового обмера хотя бы одной категории — детей и подростков.

ВЫШЕ, ТОЛЩЕ, СЛАБЕЕ

За 2016 год в московских школах обмерили 845 девочек и 955 мальчиков от 7 до 17 лет.

Рады были бы обследовать вдвое больше, но это делается только с письменного разрешения родителей, а каждая вторая семья ответила отказом. Сравнивали результаты с данными прошлого масштабного обследования, которое проводилось в 1996–1999 годах.

— В конце прошлого тысячелетия наметилась тенденция к удлинению тела (астенизации) и его сужению (лептосомизации), в особенности девушек, — делится наблюдениями доктор биологических наук Елена Година, профессор, заведующая лабораторией ауксологии НИИ и Музея антропологии имени Д. Н. Анучина МГУ. — Сейчас акселерация продолжается, но тенденции несколько иные. Рост детей увеличился, хоть и не очень значительно. Но раньше у детей прежде всего вытягивались ноги, теперь же они стали короче (относительно длины всего тела). Грудная клетка сохранила ширину, но стала более плоской.

Школьники прибавили в весе, но не за счет развития костей и мускулов — у них гораздо больше слой подкожного жира, чем у их ровесников в 1990-е годы. То есть дети стали слабее и толще. Особенно заметно растолстели мальчики в возрасте 11–13 лет и 16–17 лет.

Мода на определенный тип внешности заставляет некоторых специально подгонять свою собственную под образец / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

— Типичный 12-летний школьник при росте в 148 сантиметров весил 43 килограмма, из них 14% приходилось на жировую массу, — листает таблицы Елена Година. — Сегодня такой мальчик при почти прежнем росте весит 48 килограммов, и 19% этого веса — жир.

Нынешних детей трудно причесать под одну гребенку — очень разными стали их фигуры.

— Во всех возрастных группах мальчиков и девочек увеличился диапазон ростов в различных размерах — как в меньшую, так и в большую сторону, — рассказывает кандидат технических наук Светлана Лопандина, генеральный директор НИИ швейной промышленности. — Скажем, в средней школьной группе (от 11 с половиной до 14 с половиной лет) у девочек был рост от 152 до 164 сантиметров, размеры — с 76 по 88. Теперь же встречается рост от 146 до 170, размер — с 72 по 92. У их ровесников рост был от 152 до 164 см, теперь же — от 146 до 170.

В классификации типовых фигур мальчиков и девочек младшего и старшего школьного возраста, а также мальчиков-подростков введена третья полнотная группа. У девочек-подростков появилась четвертая полнотная группа (было три) с разницей между обхватом груди и бедер в 14 сантиметров.

Нынешних детей трудно причесать под одну гребенку — очень разными стали их фигуры / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

БАРБИ И ЖДУН

К сожалению, взрослых москвичей обмеряли давно — самые свежие данные относятся к 2001– 2005 годам. Тогда обследовали 6 тысяч женщин и 3,5 тысячи мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.

Отлавливали их на предприятиях, в поликлиниках во время медосмотров. Предыдущее обследование проводилось в 1970–1972 годах, так что разница в данных накопилась впечатляющая.

Взрослые тоже оказались куда более разнообразными, чем раньше. И у мужчин, и у женщин добавилось по две полнотных группы: для очень изящных и для очень массивных. У каждой десятой дамы фигура, как у Барби: обхват груди больше, чем обхват бедер. Раньше таких были единицы. Но при этом насчитали ровно столько же и грушевидных матрон, у которых бедра шире груди иногда на целых 18 см.

Среди мужчин замечено много атлетов с треугольным торсом (разница между обхватами груди и талии доходит до 22 сантиметров). Но хватает и похожих на популярную в интернете фигуру «Ждун» — оплывших, с животом, свисающим через ремень.

— В целом мужчины и женщины молодого и среднего поколения стали выше и стройнее, а старшее поколение — шире и полнее, — обобщает Светлана Лопандина. — Раньше у женщин базовым среди больших размеров считался 56-й (обхват груди — 112), теперь — 58.

Рост, который раньше считался аномалией, стал вариантом нормы.

— В учебнике анатомии 1980 года было написано, что если у мужчины рост два метра, он болен гигантизмом, его надо лечить, — вспоминает Светлана Лопандина. — Найти в магазине брюки такой «дядя Степа» не мог. А если денег на ателье не было? Помню письмо одного доведенного до отчаяния великана в Министерство легкой промышленности: «Если не можете обеспечить меня одеждой, то лучше убейте». Сегодня в классификацию типовых фигур входят мужчины ростом от 158 до 200 см и женщины от 152 до 182 см. Надо учиться шить и для них.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Почему рост и другие параметры москвичей меняются? И главное — почему такой разброс, так много толстых и тонких, подтянутых и запустивших себя? Наши эксперты предпочитают это не комментировать. Попробуем найти ответ сами.

Раньше и разница в питании и образе жизни была не такой сильной, и двигаться приходилось активнее. От школьной физкультуры отлынивали единицы, на предприятиях проводились обязательные зарядки, личных автомобилей было меньше.

Лик Ждуна столь символичен, что тут же его растащили по интернету как мем / Фото: Страница автора в Facebook

Сейчас многое сильно различается от семьи к семье. Одни родители заставляют детей есть мясо и творог (для роста костей нужны белок и кальций), записывают в спортивные секции, по выходным таскают в соседний парк на пробежку. У других ребята заброшены, валяются по вечерам на диване с планшетами, запивая газировкой булочки из фастфуда. От физкультуры многие освобождены, в «салочки» во дворах не играют. И на детей, и на взрослых влияют рекламные образы. Только одни равняются на упругих «фитоняшек» (обоих полов), а на других явно воздействуют ролики про пиво. Мода на определенный тип внешности заставляет некоторых специально подгонять свою собственную под образец (наверняка «барби» и «атлеты» заработали свою фигуру в качалке, а кое-кто, возможно, даже ложился под нож хирурга).

«Макдональс» на Пушкинской площади возобновил работу после трехмесячного перерыва / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

РАЗМЕРЫ ПОЙДУТ В ГОСТ

Обработка результатов исследования еще продолжается. Сотрудники НИИ и Музея антропологии считают, что их выводы очень пригодились бы педиатрам. На основании этих цифр можно, выражаясь научным языком, «формировать референтные данные о размерах тела современных москвичей».

— Данные эти нужны для того, чтобы создать новые нормативы по оценке физического развития, — поясняет Елена Година. — Это поможет подобрать правильную нагрузку на школьных уроках физкультуры.

В НИИ швейной промышленности разработают новые рекомендации, как проектировать базовые конструкции разных изделий — от нижнего белья до курток и пальто.

— В дальнейшем необходимо будет обращаться в Госстандарт для пересмотра ГОСТов, связанных с типологией детского населения, — делится планами Светлана Лопандина. — После нашего предыдущего обследования в стандарты конструирования детской одежды внесли изменения (они вступили в действие с 1 января 2005 года). И у предприятий, которые стали использовать новые лекала, увеличился объем продаж — у некоторых даже на целых 30%.

СВОБОДНЫЙ КРЕСТЬЯНИН РОС БЫСТРЕЕ КРЕПОСТНОГО

Данные о физических параметрах населения очень нужны историкам — они делают на их основании выводы об уровне жизни в различные эпохи. Доктор исторических наук Борис Миронов, профессор Санкт-Петербургского университета, из учил сведения о размерах тела более 12 млн наших соотечественников, родившихся в 1695–1920 годах. Большая часть базы — данные о росте новобранцев, призванных в армию в 1874–1913 годах. Сведений о женщинах мало — только о работницах, которых измеряли в конце XIX века фабричные врачи. Оказалось, что на протяжении XVIII века средний рост мужчины уменьшился на 2,6 см (со 164,8 до 162,2). Уровень жизни и питания ухудшался в связи с неурожаями из-за похолодания, повышением налогов, увеличением экспорта хлеба. А вот за XIX век и начало ХХ мужчина, наоборот, вырос на 7,8 см — до 169, причем быстрее всего он прибавлял в длину во второй половине XIX века, после отмены крепостного права. В 1811–1815 годах мужчина (старше 26 лет) весил 58 килограммов, а в 1911–1915 — уже 65. Женщины тоже подросли — со 149,5 см (родившиеся в 1811–1815 годах) до 153,3 см (годы рождения 1876–1880). Борис Миронов делает вывод (который, впрочем, другим историкам кажется спорным), что благосостояние населения Российской империи непрестанно увеличивалось и что вовсе не системный кризис и обнищание народа привели к Революции 1917 года.

ЦИФРА

90 мерок, а то и больше, надо снять с каждого человека во время массового обследования.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 

Соревнования по конструированию одежды, которые состоялись 21 апреля, прошли с участием представителей Колледжа легкой промышленности Красносельского района

Свои работы и достижения на моделях студенты представили в рамках Международного конкурса «Moscow. Fashion. Look – Город. Мода». Среди требований, которые входили в обязанности конкурсантов – не только создать одежду, но и смоделировать целый образ: продумать прическу, макияж, аксессуары и другие детали (далее...).

amp-next-page separator