Как работали связисты в годы Великой Отечественной войны
На входе табличка с надписью: «Здесь в годы Великой Отечественной войны размещался центральный радиоузел Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного главнокомандования. Отсюда по радио осуществлялось руководство партизанскими формированиями, подпольными партийными и комсомольскими органами в тылу врага».
Здесь и сейчас находится радиоцентр № 6 (РЦ) Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС).
...Непривычно яркое весеннее солнце осторожно заглядывает в окна радиоцентра и освещает расположенный на стене макет. Он похож на облетевший лес, который кто-то ловко оплел серебристой паутиной. «Это объемная модель всей территории радиоцентра, — пояснил начальник радиоцентра Николай Сорокопудов. — Вот этот белый куб по центру — здание, в котором мы сейчас находимся, а вокруг него раскинулись антенны».
ПРИГОТОВИТЬСЯ К ЛИКВИДАЦИИ
В 1942 году для координации партизанской деятельности был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Его обслуживал как раз радиоцентр №6, хотя шифровки от разведчиков здесь получали с первых дней войны.
Когда фашисты подошли к Москве, специалистов РЦ эвакуировали, а все оборудование подготовили к ликвидации. Из воспоминания минера-подрывника Николая Григорьевича Мамонтова: «В середине ноября 1941 года я получил новое задание. В связи с усилившимися боями в районе города Серпухова нужно было срочно выехать на объект, расположенный вдоль Симферопольского шоссе на участке между городами Климовск и Чехов (пос. Романцево, п/я 16). Когда я прибыл на место, то увидел огромное кирпичное здание и мачты антенн радиостанции. Основное оборудование было демонтировано и вывезено.
Внутри здание пустовало, в разбитые окна дул ветер и заносило снегом. Кругом было безлюдно, неуютно. Весь объект располагался в лесу, и со стороны не сразу можно было его обнаружить. Нетронутыми стояли высокие, стройными рядами радиомачты. Вот эти радиомачты нужно было подготовить к взрыву.
Готовность была полная. Достаточно было команды из Москвы, и все должно было взлететь на воздух. В такой боевой готовности находился до конца декабря 1941 года. Тем временем шли ожесточенные бои под Москвой. 5–6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление на всем фронте. Таким образом, уже после наступления нового, 1942 года практически отпала необходимость в уничтожении объекта. Однако сворачивать дела по объекту было рано, и мне пришлось там пребывать до конца марта 1942 года».
Фактически же РЦ возобновил работу в начале 1942 года, а к августу 771-й отдельный станционно-восстановительный батальон связи закончил наладку нового оборудования. В акте сдачи объекта указано, что «...в аппаратном зале установлено и пущено в эксплуатацию 23 приемных устройства (15 советских и 8 разных заграничных приемников) и 18 звукозаписывающих аппаратов отечественного производства. В передающей аппаратной установлены два аппарата типа «телетайп».
ВСЕГДА НА СВЯЗИ
К середине 1942 года в тылу противника уже работали партизанские радиостанции. Они держали связь с радиоузлами разведывательных органов. Но сигнал был неустойчивым, и это вызывало неудобства, не позволяло своевременно развернуть в тылу противника боевые операции. Когда в работу включился радио центр № 6, этой проблемы практически не стало. Антенны РЦ улавливали сигналы «из-за горизонта» на расстоянии до 800 километров, и все донесения мгновенно передавались в Ставку главнокомандующего. Главной задачей радиоцентра оставался прием сигналов маломощных радиостанций. Разведчики не могли разворачивать мощные антенны, зачастую их приходилось маскировать под бельевые веревки, а партизаны просто забрасывали провода на деревья повыше.
Поэтому РЦ развернул мощные антенные поля. Они позволяли принять мизерный сигнал, усилить его, разобрать среди помех. Это было тем более важно, что немцы активно глушили эфир. К 1943 году радиоцентр проводил до 150 сеансов в день.
УЗНАЛИ ПЕРВЫМИ
— Я попала в радиоцентр в 17 лет, — рассказывает Анна Жиманова. — До этого с начала войны мы заготавливали лес. Норма была по 15 кубометров. Зима та холодная была. Мы мерзли с сестрой страшно. А потом нас на завод послали, по 12 часов работали. Но когда немцы подходить стали, завод в Новосибирск эвакуировали, и я пошла в геодезисты. Мы поля для антенн размечали, а уже оттуда я, как и многие молодые девушки, пришла в радиоцентр. Работала телефонисткой. Наша задача состояла в том, чтобы поймать сигнал и отправить его в Генштаб. Расшифровывать сообщения нам не доверяли.
А поймать сигнал очень трудно. Их много, и нужный тебе на твоей волне — очень слабый и тихий. И его немцы глушат. И надо очень точно настроиться и расслышать. Я к концу войны любой звук слышала. И хотя языков не знаю, могла любой текст записать. Оборудование было плохое, неудобное. Много помех. Нам американское поставили по ленд-лизу. Так американцы отдали по принципу «на тебе, боже, что нам негоже».
А вот только в конце войны уже наше поставили. Оно хорошее было. И про победу мы первые узнали. Потому что на всех немецких волнах было только одно слово — kapitulieren.
СЛУШАЯ ДАЛЕКИЙ КОСМОС
Во время войны использовались ромбовидные антенны, в шестидесятые годы их заменили на другие. Когда потребовалось «слушать» космос, количество антенн пришлось существенно увеличить.
В радиоцентре гордятся, что именно здесь принимали сигналы первого в мире искусственного спутника Земли ПС-1, запущенного Советским Союзом в 1957 году. «Бип! Бип!» — так звучали его позывные.
Еще и поэтому День радио для радиоцентра — особенный праздник. Ежегодно 7 мая, накануне Дня Победы, здесь собираются все сотрудники начиная с тех, кто начал работать здесь в Великую Отечественную, просто чтобы пообщаться и послушать гул радиоприемников.
Руководитель РЦ Николай Сорокопудов вручил ветеранам цветы и отметил, что победа в той войне — это в том числе и заслуга связистов, которые сутками слушали эфир и принимали сообщения, помогавшие координировать действия Красной армии.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Приемопередатчик "Север"
Переносные коротковолновые радиостанции этого типа широко применялись бойцами Красной армии, а также крупными партизанскими соединениями и отрядами.
Радиостанция "Белка"
Для обеспечения оперативных групп НКВД и партизанских отрядов специально были разработаны упрощенные рации, «Белка» была одной из самых популярных моделей.
ФАКТ
На оккупированной фашистами территории в годы войны действовали 6200 партизанских отрядов и соединений. Точных данных об их численности нет, принято считать, что в партизанских отрядах состояли около миллиона человек. Кроме того, в антифашистском движении Сопротивления в Европе принимали участие свыше 40 тысяч граждан СССР.
КСТАТИ
В свое время радиоцентр, где работали в основном москвичи, стал «градообразующим предприятием»: рядом с антеннами вырос поселок. Его так и называют — поселок радиоцентра Романцево. А сам радиоцентр № 6 продолжает функционировать и сегодня, обеспечивая Москву радиосвязью на коротких волнах со всеми регионами России и зарубежьем.
СПРАВКА
Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) при Ставке Верховного главнокомандования — орган военного управления партизанским движением в годы войны. Сыграл важную роль в снабжении партизанских отрядов, подготовке разведывательных и диверсионных групп.