Осторожно: семейное чтение вслух может быть заразительно
Незадолго до этого круглого стола подвели итоги очередного сезона «Лета Господнего». Это международный литературный конкурс имени Ивана Шмелева, его проводит издательский совет Русской православной церкви по благословению Патриарха Московского и всея Руси и при поддержке «Вечерней Москвы». В нем могут участвовать ученики 6–12-х классов. Не факт, что хоть кто-то из них потом станет писателем, но конкурс позволит им развить их вкус к литературе, к возвышенным и духовным темам. А для писателей, которые пишут на такие темы и не гонятся за коммерческим успехом, учреждена Патриаршая литературная премия. 11 мая были названы ее новые лауреаты.
— Русской литературе всегда был присущ воцерковленный традиционализм, а в последние два-три десятилетия все делалось для того, чтобы эту традицию разрушить, — говорит педагог и писатель Александр Орлов, член конкурсной комиссии «Лета Господнего». — Интерес к этим двум литературным премиям показывает, что ситуация начала меняться. Мы должны воспитать молодежь на исконных нравственных началах.
Но как внушить этой самой молодежи любовь к книге — для начала хотя бы к книге вообще? Здесь поможет только семья. Митрополит Калужский и Боровский Климент привел в пример своих родителей. Будущий владыка родился в 1949 году в семье подмосковного рабочего. По вечерам отец обязательно находил время хоть немного почитать детям.
— А сейчас культура чтения в семье пропала, — огорчается митрополит Климент. — Трудно заставить ребенка взяться за книгу, если при этом вы сидите и за ужином, и после ужина, уткнувшись в телефон. Хотя бы пять минут в день, перед сном, почитайте ему. И с самого начала надо приучаться обсуждать прочитанное. Если до 15 лет вы не спрашивали мнения ребенка о книгах, а потом вдруг стали его выяснять, он удивится.
Писатель Александр Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии и член ее экспертного совета, подхватил: пример читающего человека очень заразителен даже для случайных слушателей. В молодости ему дали на один день книгу Владимира Набокова «Другие берега», запрещенную в СССР. Сегень хотел познакомить с нею и своих друзей, но осилить ее по очереди они не успели бы и за трое суток. Нашли выход: один читал, другие слушали.
— Дело было на даче, где отдыхали несколько семей, — вспоминает Александр Юрьевич. — Вокруг нас стали собираться дети. Казалось бы, ну что они могут понять в Набокове? Но им было интересно: надо же, взрослые не водку пьют, не в карты играют! Сейчас дома мы каждый вечер читаем вслух. Последнее, что мы прочли, — «Обломов». Перечитывать классику во взрослом возрасте очень интересно.
Сергей Арутюнов, поэт, преподаватель Литературного института, добавил, что роль «наживки» может сыграть и произведение массовой культуры. Его восьмилетний сын благодаря компьютерным играм увлекся «Звездными войнами», теперь выпрашивает у папы одну энциклопедию за другой и готов каждому часами рассказывать, чем «имперский шагоход» отличается от «имперского разрушителя». Важно, что мальчик уже не представляет себе жизни без настоящей бумажной книги. А интерес к более серьезным текстам — вопрос времени.
Гостями студии были старшеклассники из нескольких московских школ. У них спросили о любимых книгах. Среди фаворитов оказались и программные романы («Анна Каренина»), и советские повести о Великой Отечественной войне («Горячий снег» Юрия Бондарева, «Иван» Владимира Богомолова), и «Несвятые святые» Тихона Шевкунова.
Александр Сегень услышал в этих ответах подтверждение своим мыслям: о том, что ребенок не любит, когда с ним заигрывают, что он хочет быть взрослым. А значит, есть шанс заинтересовать и других юных читателей не литературой, построенной по «клиповому» принципу, а серьезными книгами.
— Я состою в экспертном совете премии «Большая книга» и вижу, что и там у авторов растет уровень, — говорит Александр Юрьевич. — Писатели задумываются о глубинных смыслах жизни. И хорошо, что будет кому это читать.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Ловим подростков социальной сетью
Колонка маркетолога, специалиста по интернет-продвижению книжных проектов Нины Пушкаревой
Скоро выйдет новая интересная книга в жанре подросткового фэнтези. А значит, маркетологи уже готовятся начинать работу по ее продвижению на рынке. На Западе авторы сами активно информируют читателей через социальные сети. У нас же посредником выступают издательства. Они чаще предпочитают стандартные формы продвижения, потому что в создание фан-клуба надо вкладывать много ресурсов. Но подросткам невозможно продать книгу прямой рекламой, их можно только увлечь миром, сюжетом, дать поверить в происходящее (далее...)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Трех богатырей сделали байкерами
Все юные художники делают это — срисовывают знаменитые картины. Потом эти милые поделки дарят мамам или вешают на выставках в школьных коридорах. А вот те, кто рискнул в прошлом году прислать свои работы на конкурс «Маленькие шедевры», увидели их в одноименном роскошно изданном альбоме (далее...)
Акула у нас уже есть, так что лучше будь змеей. Звезды борются за право писать детские книги от имени животных
Слабо заявить на всю страну: «Я свинья»? А вот ректор одного из крупнейших московских вузов не побоялся этого. Нашелся и желающий выпустить книгу «Я козел». А за право высказаться от имени акулы рок-звезда боролась с директором зоопарка (далее...)