Студентки Национального исследовательского технологического университета МИСиС Елена (слева) и Дарья Кондратьевы на «Карьерном форуме» в своем вузе. Сестры с интересом изучили все предложения работодателей — они хотят побыстрее приобрести опыт, необходимый для старта успешной карьеры / Фото: Наталия Феоктистова «Вечерняя Москва»

Как заинтересовать работодателя, если из требуемых качеств выпускник может похвастать разве что горящими глазами

Общество
Об этом«ВМ» рассказала HR-тренер Людмила Таловерова.

— Людмила, кто такой молодой специалист?  

— Молодыми сотрудниками мы называем специалистов, только что получивших диплом. К ним можно отнести и тех, кто имеет опыт стажировок и небольшой опыт работы.

—  Высок ли сейчас спрос на молодых специалистов?

— В первую очередь на спрос влияет наличие предприятий в конкретном населенном пункте. Так, например, в Москве сейчас очень благополучная ситуация для трудоустройства молодых специалистов. Их охотно принимают крупные компании в производственный и консалтинговый сектора, а также в сектор продаж. Конечно, существует конкуренция в тех областях, где больше всего выпускников. Но даже и туда можно попасть без опыта.

— Каким образом?  

— Молодой специалист должен быть готов к тому, что первый год как минимум ему придется просто помогать опытным специалистам. Например, молодому юристу первое время придется заниматься бумагами, поиском документов и правовых норм, вместо того чтобы работать «в полях». Вообще, главная проблема молодых специалистов заключается в том, что они недооценивают ситуацию на рынке, считая, что их никто не берет потому, что у них нет опыта. Это не совсем так. Их берут, но не на ту должность, которую они ожидают.

— С чего нужно начать выпускнику при трудоустройстве?  

— С изучения рынка! Чаще всего молодые специалисты не понимают, куда идти, потому что не знают, как устроен рынок труда. Вот получил, к примеру, человек экономическое образование, а при этом всю жизнь мечтает работать с детьми. Что делать? Открываем сайты с вакансиями и смотрим, где есть пересечения этих двух специальностей. Например, сейчас есть огромное количество коммерческих школ, обучающих детей финансовым вопросам. Такой экономист может легко пойти туда работать.

— Как обратить внимание работодателя на себя в условиях конкуренции?  

— Начать нужно с резюме. Например, я часто сталкиваюсь с пустыми резюме, где, кроме образования, ничего не указано. И абсолютно зря. Ведь в течение пяти лет учебы студент где-то проходил практику, писал курсовые работы, участвовал в каких-то профессиональных конференциях. Все эти точки соприкосновения с профессией можно перечислить в резюме. Вообще, чтобы сориентироваться на рынке труда, нужно поискать на сайтах не вакансии, например, «менеджер по продажам», а резюме «менеджер по продажам», и посмотреть, что пишут конкуренты в своих резюме: как они формулируют свои компетенции, какие представляют фотографии.

А после этого сделать выводы и составить свое резюме так, чтобы правильно себя позиционировать.

— Например?  

— Если соискатель хочет, чтобы его воспринимали как специалиста, то развевающиеся волосы и гавайские рубашки неуместны. Лучше всего сделать для резюме качественную фотографию в студии на нейтральном фоне, где соискатель предстанет в деловом стиле. Внешний вид самого резюме очень важен, поэтому текст должен быть аккуратным и составленным в едином стиле, без ошибок и опечаток. Кроме того, молодой специалист должен очень четко подавать себя. То есть резюме, озаглавленное как «менеджер по продажам / координатор/тренер/ секретарь», сразу полетит в корзину, потому что работодатель понимает, что кроме того, что у специалиста нет опыта, он еще и не совсем понимает, кем именно хочет быть.

— Что в этом случае делать с аккаунтами в соцсетях: закрывать их на время поиска работы?  

— Те фотографии, которые показывают кандидата в «сомнительном» свете, лучше закрыть. Если молодой человек увлекается экстремальными видами спорта, то работодатель может решить, что во время одного из отпусков он может сломать себе ногу и надолго выпасть из рабочего процесса. Ну а остальные фотографии из отпуска или, к примеру, с вечеринок можно оставить. Мы все нормальные люди, никто их пугаться не будет. Еще важно последить, чтобы на странице аккаунта не было противоречий с резюме. Например, если работодатель в ленте претендента не находит подтверждения информации об опыте, который тот активно позиционирует в резюме, то это может его насторожить.

— В какой компании недавнему студенту лучше всего начинать работу — в стартапе или в большой компании?  

— Стартап всегда сложнее, чем устойчивая компания, которая как минимум ежемесячно будет выплачивать специалисту зарплату. Кроме того, в стартапах, как правило, нет четкой стратегии развития и строгого штатного расписания. Работник одновременно и жнец, и на дуде игрец. Если хочется самостоятельности, то я бы рекомендовала развивающуюся компанию, существующую на рынке порядка 3–5 лет. Там у молодых и креативных людей много возможностей проявить себя.

Если же хочется сразу стабильного позиционирования, то нужно быть готовым к роли исполнителя в крупной компании, давно существующей на рынке. Чем крупнее компания, тем больше будет таких обязанностей. Зато крупная компания готова обучать молодых специалистов, поэтому появляется возможность и работать, и развивать свои знания.

НА РАБОТУ ИДЕМ КАК НА ПРАЗДНИК

Первый рабочий день для молодого специалиста — огромный стресс, неважно, собирается ли он работать в компании много лет, или пришел получить опыт во время стажировки. Советами о том, как не превратить первый рабочий день в последний, с «ВМ» поделилась Вероника Пак, директор пиар-агентства VP Agency.

Как правило, уже на собеседовании становится понятно, что собой представляет компания, которой сотрудник собирается отдать часть своей жизни. Именно поэтому ему нужно трезво оценить свои возможности: насколько он согласен с условиями работы.

Например, если человек по своей природе, что называется, «опоздун», а на новом рабочем месте штрафуют за пятиминутное опоздание, то ему стоит задуматься о том, как долго он сможет выдержать такой график. Иногда лучше сразу уволиться, чем работать в условиях стресса.

1. Изучаем обстановку

Если очевидных условий для стресса нет, то в первый рабочий день не стоит стремиться переделывать мир, даже если он по консистенции напоминает болото. Новому сотруднику иногда бывает сложно сразу понять, почему процессы организованы именно так, а не иначе, поэтому сначала лучше постепенно собирать информацию, изучать коллектив, а свое мнение высказывать очень аккуратно. Но в то же время ему нужно быстро показать первые результаты, не наступая никому на пятки. Именно поэтому новичку лучше сосредоточиться на выполнении несложных задач или небольших усовершенствований, реализация которых в ближайшие несколько недель станет относительно легкой победой и принесет успех. Это позволит коллегам убедиться в способностях нового члена коллектива, а сотруднику — укрепить уверенность в себе. Кроме того, он выиграет дополнительное время для решения более сложных проблем.

2. Сражаем очарованием

 Одни из лучших эйчаров мира — Дэниел Хамермеш и Джефф Биддл — провели исследование и выяснили, что при прочих равных условиях люди, уделяющие внимание своей внешности, зарабатывают существенно больше, чем их коллеги. Кроме того, они приносят большую прибыль фирме как минимум потому, что более уверены в себе и лучше взаимодействуют с руководством и потенциальными клиентами.

3. Обедаем в компании

 Это правило стоит взять на вооружение и в новом коллективе. Обеденный перерыв — едва ли не самое лучшее время для налаживания отношений и связей. Поэтому новому члену коллектива начать нужно с поиска людей со схожими интересами или профессиональными обязанностями для походов на совместные бизнес-ланчи. Таким образом у него очень быстро сформируется круг общения.

4. Оставляем эмоции за дверью

 Не стоит рассказывать о своих прошлых проблемах и истинной причине смены места на новой работе. Особенно это касается разговоров с руководством или «серыми кардиналами», которые всегда начеку. Это создаст ощущение ненадежности нового сотрудника. Лучше сделать акцент на полезном опыте, полученном ранее.

5. Учимся на месте

 Не стоит ждать, что кто-то из старших коллег будет заниматься обучением новенького, даже если должен это делать. Конечно, добрые феи встречаются и на карьерной лестнице, но чаще всего сотрудники в компании сконцентрированы на собственных задачах, поэтому слепы и глухи к любым крикам о помощи. Сегодня существует сотни онлайн-курсов и блогов, где можно почерпнуть нужную информацию и повысить квалификацию.

6. Комплименты!  

Хорошие слова в адрес сотрудников топят любые ледяные сердца. Не стоит скупиться на комплименты коллегам. Тем более это совсем не сложно и по-настоящему приятно.

ДЕНЬГИ - НИЧТО. ИМИДЖ - ВСЕ. ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МОЛОДЫХ?

По данным портала career.ru, количество вакансий для молодых специалистов в Московском регионе за последний год увеличилось на 40%.

Как правило, молодежь сегодня требуется в быстроразвивающиеся отрасли, нуждающиеся в новых идеях. Однако сегодня молодые специалисты в выборе вакансии более разборчивы, нежели раньше.

По мнению эйчаров, связано это с определенной спецификой их мышления.

— Для людей, родившихся в 1981–2000 годах, которых эйчары традиционно относят к категории молодых специалистов, вопрос денег не является приоритетным, — объясняет «ВМ» кадровый психолог Марина Кулакова. — Чтобы обратить внимание молодого специалиста на имеющуюся вакансию, компания должна тщательно поработать над индексом привлекательности работодателя EAI (Employer Attractiveness Index). При расчете EAI сотрудники оценивают, насколько в компании комфортно, прибыльно и интересно работать. На его величину влияют ценности компании, способы повышения эффективности сотрудников и коллектив.

— Обычные методы мотивации сейчас перестают быть эффективными, — отмечает Николай Андреев, генеральный директор event-агентства. — Чтобы привлечь на работу молодого специалиста, мало предложить карьерный рост. Для них важнее постоянное развитие, имидж компании и свобода и интересный опыт.

— Для того чтобы заполучить молодого специалиста, работодатель должен «взглянуть на себя со стороны», — резюмирует Артем Паршин, карьерный тренер. — И провести серьезную работу над имиджем. Только в этом случае сложатся профессиональные отношения, которые помогут достичь успеха обеим сторонам рабочего процесса.

НОВОСТИ

Подростки-нелегалы

Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков отметили, что четверо из пяти детей, начавших трудовую деятельность, работают нелегально.

По их данным, каждый второй школьник и две трети учащихся ПТУ работают в свободное время. В Минтруде отметили, что часто предприятия принимают на работу подростков без оформления, что нарушает права юношей и девушек. Им приходится трудиться дольше установленного законом времени. Напомним, что для 14–15-лет них норма составляет 4 часа в день, для 15–16-летних — 5 часов, а для 16–18-летних — 7 часов в день.

Поиск затянулся

Согласно исследованию Росстата, средний возраст безработных россиян повысился и составил 36,8 года. Эксперты связывают это с тем, что в России увеличилось количество людей, которые досрочно вышли на пенсию по причине сложностей с поиском работы в предпенсионном возрасте.

Не бойтесь потерять больничный

Вступили в действие изменения в Закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности». Теперь больничный лист будут выписывать не только в привычном бумажном, но и в электронном виде. Такой документ не потеряешь — он будет зарегистрирован в общероссийской базе «больничных».

 Доложить обстановку

Минтруд разработал рекомендации, в соответствии с которыми госслужащие должны будут сообщать о новом трудоустройстве прежнему работодателю.Пока это будет касаться только тех специалистов, которые занимали руководящие должности в органах власти или занимались госзакупками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образовательный проект для молодежи запустили в МГЮА

Московский государственный юридический университет запустил проект, в рамках которого слушателям расскажут о роли молодежи в избирательном процессе. Об этом сообщили 8 августа. (далее...)

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator