Обманувшие смерть. Пилоты бежали из афганского плена, рискуя жизнью
История эта вполне созвучна духу лихих девяностых. После распада Советского Союза отечественная транспортная гражданская авиация выживала как могла. Некогда единый «Аэрофлот» вслед за страной тоже рассыпался на множество частных авиакомпаний, которые использовали для своего заработка любой выгодный фрахт. Даже если он выглядел достаточно рискованно.
Коммерческий рейс 3 августа 1995 года новенького Ил-76 одной из казанских авиакомпаний из албанской Тираны в афганский Баграм был третьим после двух таких же, вполне успешных.
— Баграм контролировался «Северным Альянсом» Ахмад Шах Масуда. Талибы считали его своим злейшим врагом, — вспоминает бывший командир воздушного судна, Герой России Владимир Шарпатов. — Но мы, честно говоря, в нюансы не вникали, наше дело маленькое — доставить груз в целости и сохранности. Я спросил у флайт-менеджера: «Что везем?» Он ответил: «Ящики. Тысяча двести штук». Конечно, все знали, что внутри патроны, но это не являлось нарушением.
По пути транспортник перехватил истребитель движения «Талибан». Россиян принудили совершить посадку в районе Кандагара.
Более года члены экипажа самолета находились в афганском плену. Они всерьез опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам талибов. Их могли убить в любую минуту. С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны наших властей по вызволению их из беды. Тогда они решили помочь себе сами.
Экипаж смог убедить похитителей в том, что самолету требуется техническое обслуживание. Под присмотром вооруженной охраны им разрешили периодический доступ на борт воздушного судна. Шанс совершить побег представился пленным16 августа 1996 года.
— Это была пятница, выходной день у мусульман. Мы заранее решили, что даже если не взлетим, лучше разбиться, чем в этом аду сидеть. Еще в июле я велел заготовить веревки в грузовом отсеке и в штурманской кабине, чтобы повязать охрану по моей команде, — рассказывает Шарпатов.
Взлететь им удалось. Так же как и скрутить конвоиров, а потом благополучно долететь до аэропорта «Шарджи» в Эмиратах.
Спустя еще два дня российские летчики смогли вернуться в Казань к своим близким.
А уже 22 августа президентом страны был подписан указ об их награждении. Командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину присвоили звания Героев России. Остальных членов отважного экипажа отметили орденами Мужества.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!