Молочные реки в столичных берегах: себестоимость молока растет, а потребление падает. Как сделать, чтобы было наоборот?
Если в 2012-м каждый из нас выпивал и съедал 249 кг в год, то к прошлому году эта цифра снизилась до 233,1 кг, что составляет всего 71,7% от нормы.
— Цена на готовую молочную продукцию давно уже уперлась в покупательский потолок, — объяснила «ВМ» исполнительный директор Молочного союза России Людмила Маницкая. — Для многих потребителей цена слишком высока. Что делает в таком случае ретейл? Он снижает закупочную цену для переработчиков молока, и те оказываются между молотом (торговыми сетями) и наковальней (производителями) и в итоге не справляются со своими затратами, так как прибыль их не покрывает. Многие находят выход — начинают фальсифицировать продукцию, чтобы ее удешевить. И это тоже проблема. Конечно, в Москве ситуация лучше, тут покупательная способность населения выше.
Но потребление тоже падает — например, из-за большего разнообразия других продуктов. Нельзя же пить одно молоко. Ну и постоянный вал антирекламы, конечно, сказывается, а надо возрождать культуру потребления молочных продуктов, причем еще со школы и детского сада.
С тем, что Москва и тут живет наособицу, согласились и авторы исследования.
— Все производители хотят продавать на рынке с высоким спросом и платежеспособностью, а это, конечно, Москва, — рассказал «ВМ» Владимир Шафоростов, руководитель направления АПК «НЭОЦентра». — Поэтому в столице так много разных молочных форматов — и фермерские, и эко-, и молокоматы, помнится, стояли… Я сам со скепсисом отношусь к таким продуктам, так как для меня в первую очередь важна биобезопасность, но в Москве поле для маневра колоссальное, а публика достаточно внушаема, так что маркетинг решает все. Что касается себестоимости, то тут тоже все достаточно просто.
Производство «молочки» — это направление АПК с длительными сроками окупаемости. Для того чтобы увеличился спрос на продукцию, она должна быть людям по карману и интересна. Чтобы увеличить спрос, надо снизить цену, цена снизится, если вырастет предложение по сырому молоку. Чтобы было больше сырья, надо больше ферм. Но инвестор их не строит, потому что это «длинные деньги», а с кредитованием проблемы. Да, у нас приняли программу субсидий для молочных хозяйств, но процедура непроста. Теперь банкам нужно быстро реагировать на предложения Минсельхоза забрать у них субсидию, и не всегда они готовы оперативно формировать заявки на ее получение. От этого страдают проекты. То есть не очень удобный формат доведения господдержки до производителя и инвестора снижает число желающих инвестировать в этот бизнес, хотя сам по себе он достаточно интересен, и те, кто умеет работать с животными, зарабатывают неплохие деньги.
СПРАВКА
Москва занимает 2-е место (после Краснодарского края) среди регионов с наибольшими объемами производства цельномолочной продукции (160,7 тыс. тонн) и 12-е — по производству сыров (4,8 тыс. тонн). Средний москвич потребляет 204 кг продуктов из молока в год.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!