Cовременные предприятия, занимающиеся изготовлением твердого мыла, используют классическую технологию производства / Фото: pixabay.com

«ВМ» развеяла ряд популярных мифов о натуральном мыле

Общество
В последнее время телевидение и интернет заполнили различные псевдонаучные байки-страшилки о вреде поверхностно-активных веществ (ПАВ). Производители органической косметики радостно подхватили эту информацию, предлагая свою продукцию как единственную альтернативу взамен «вредной и убивающей нас химии». В прошлом корреспонденту «ВМ» довелось поработать в сфере натуральной косметики и изучить эту «кухню» изнутри.

Что из того, что говорят нам продавцы органической косметики, является правдой, а что лишь очередной маркетинговый миф, разобралась корреспондент «Вечерки».

НИКАИХ ПАВ! СУЛЬФАТЫ И ПАРАБЕНЫ ОЧЕНЬ ВРЕДНЫ

ПАВы, или поверхностно-активные вещества. Именно так расшифровывается данная аббревиатура. Самые распространенные из них SLS и SLES содержатся почти в любом  моющем средстве, будь то шампунь, гель для душа, лосьон или средство для мытья полов.

На сегодняшний день снято немало леденящих душу сюжетов об их вреде. В них страшный гад лаурилсульфат заживо сжигает кожу, вызывает рак и нарушает репродуктивные функции.

В основном, потребители начинают испытывать легкую панику, когда слышат, что в состав большинства гигиенических средств ежедневного пользования входят переработанные  нефтепродкуты. Однако если посмотреть, как именно получают этот пресловутый SLS, мы поймем, что ничего страшного в технологии его производства нет.

Одно из веществ для получения SLS — додеканол, жирный спирт, его получают из этилена. Однако немногие знают, что додеканол также содержится и в цитрусовых, и разницы между додеканолом, полученным из фрукта и извлеченным из этилена в процессе этерификации, нет никакой.

Тем не менее, нас все также продолжают запугивать, ссылаясь на сомнительные эксперименты, проводимые британскими учеными. Ужасаться что зерна пшеницы, замоченные  в чистом лаурилсульфате,  не проросли, а какой-то процент лабораторных крыс издох от введения в их организм химиката напрямую, несерьезно. На каждой упаковке продуктов с SLS есть предупреждения - внутрь не принимать! Это единственное несложное правило.

А теперь поговорим об органической косметике.

"В конце концов асам хитростью всё же удалось сковать Фенрира волшебной цепью Глейпнир, которую гномы сделали из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор и медвежьих жил."

Если верить германо-скандинавской мифологии, (Младшая Эда - прим. "ВМ") всего этого в мире больше нет, однако прогуливаясь по торговым центрам тут и там,  можно наткнуться на небольшие магазины-лавочки с натуральной "ЭКО" продукцией. Крафт, хэнд-мэйд, короче говоря, мыльно-рыльная продукция ручной работы на любые вкус, цвет и размер кошелька. Натуральное мыло по уходу за кожей лица, тела, правой и левой пятки.

Переступаешь через порог и все - считай, ты пропал. С пустыми руками не уйдешь. Волшебные ароматы сшибают с ног, в плетеных корзинках, наполненных соломой, мыло причудливых форм и расцветок, внутри словно стрекозы в янтаре - засушенные цветы, травы, семена и косточки, водоросли и люффа.

Продавец-консультант  нахваливал мне люффу как идеальный вариант борьбы с целлюлитом. Стимулирующий и разогревающий эффект, после мытья кожа, как у ребенка - персик!

Небольшая ремарка: люффа - это травянистая лиана семейства тыквенных, в засушенном виде ее используют как натуральную довольно жесткую мочалку, соответственно, мыло с люффой  - это  массажное "чудо-мыло" с натуральной мочалкой внутри.

По своему опыту скажу, что не отмоченная предварительно в кипятке засушенная люффа крайне жесткая и может навредить коже. По ощущениям это как натирать лицо металлическим скрубером для раковин. Сама я такими экстремальными способами очищения не грешила, но сдается мне, приятного в этом мало.  Приобретать такое мыло я бы не советовала. Да, люффа стопроцентно натуральный продукт и вреда в ней нет. По правилам, предварительно ее следует замочить в кипятке, а люффа уже заключенная в мыльный брусок - сухая и жесткая - сгодится разве что взамен пемзы против натоптышей на ногах.

А вообще, верить, что какое-либо чудодейственное средство наружного применения будь то мыло, мазь, скраб, паста, гидрофильная плитка (чего только не придумают!), поможет вам на сто процентов решить проблему целлюлита  - это наивно. При борьбе с апельсиновой коркой (прим. простонародное название того же целлюлита - "ВМ") наиболее эффективным решением будет воздержание от конфеток-бараночек в немыслимых количествах и бегом марш на пробежку. Активнее нужно быть, девчонки. Активнее!  

Ладно, идем дальше. Внутреннее  убранство в таких магазинчиках не менее причудливое, чем сама продукция, выставленная на продажу. Все, конечно, нарочито натуральное. Стеллажи из светлого необработанного дерева, для упаковки используется только коричневая бумага и грубые бечевки; ведь это сейчас так модно.  Как водится, все тренды до нас доходят с заметным запозданием, в Америке и Европе мода на все натуральное  уже давно отгремела.

И ОБМАНУТЬ МЕНЯ НЕСЛОЖНО, САМА ОБМАНЫВАТЬСЯ РАДА

Продавцы тоже не лыком шиты. Попасть под их очарование легче легкого, а мы люди не искушенные: нам только улыбнись потеплее, дай почувствовать себя  особенными, и вот мы готовы кивать, как китайские болванчики, на любые рассказанные нам сказки.

Так послушать, процесс мыловарения чуть ли не новый вид нанотехнологий, а на деле - все та же средневековая  алхимия. Производители - современные друиды, шаманы и кашевары - люди умудренные и сведущие. Следует понимать, что производитель не всегда равно продавец, однако в товарах из категории "штучный хэнд-мейд" эти понятия часто подменяются, после чего в ход вступает еще один распространённый вид пассивной манипуляции,  а именно - наше безоговорочное доверие к мнению эксперта.  Достаточно лишь уверено и убедительно говорить, в нужных местах сдобрить свой рассказ специальной терминологией, с умным видом повторить очевидные вещи и умолчать о неприятных последствиях - и вуаля - дело в шляпе, пациент готов внимать и нести свет новых знаний в массы.

ТОЛЬКО ОРГАНИКА: МАСЛО АРОМАТНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ

В отделе косметических изделий ручной работы продавцы-консультанты, закидывая удочку, начинают упорно расписывать нам все преимущества своего продукта как абсолютно натурального и органического. По их словам, такое мыло содержит  в своей основе исключительно растительные и эфирные масла. В глазах дилетанта вся эта органика приобретает ценность, сравнимую чуть ли не с золотом высшей пробы. 

Мне самой довелось поработать  продавцом подобной продукции, и я, конечно, знаю, что это далеко не так.

Если вы заметили в линейке фруктовое мыло, а продавец все так же настойчиво продолжает уверять вас, что благоухает оно исключительно за счет эфирных масел - разворачивайтесь и уходите. Помимо цитрусовых и некоторых цветочных растений большинство фруктов не ферментируются в эфирные масла. Поэтому мыло с запахом арбуза, яблока, сирени или ландыша скорее всего будет доверху напичкано ароматизаторами.

НАТУРАЛЬНОЕ МЫЛО С НЕЙТРАЛЬНЫМ PH

Чтобы создать конкурентное преимущество, производители пеномоющих средств "а ля натурель" частенько хвастаются перед своими клиентами, что их мыло сварено с нуля, то есть без использования мыльной основы. Обосновывается это тем, что якобы  недобросовестные поставщики  нередко добавляют в основу ПАВы и прочую гадость неизвестного происхождения. 

При этом, многие продавцы заходят еще дальше, утверждая, что их продукт обладает нейтральным уровнем ph (водородного показателя). И неважно что это противоречит самой технологии производства. Сваренное с нуля мыло уже подразумевает, что в его состав будут входить щелочь и жиры (животные или растительные), а при изготовлении мыла на основе данных компонентов самый минимальный ph, на который мы можем рассчитывать, это показатель с уровнем 7,5. Если понижать его дальше, например, при помощи молочной кислоты, мыло потеряет свою структуру.

ДРАГОЦЕННЫЕ МАСЛА, РЕДКИЕ ТРАВЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ЭКСТРАКТЫ

Кстати о звездах, но не о тех, что поют и пляшут на сцене. В одной из популярных сетей "свежей" косметики помимо мыла покупателям также предлагается приобрести бомбочки для ванн. 

Такие бомбочки являются своего рода визитной карточкой заведения, так как многие покупатели ходят в лавку свежей косметики именно за ними - в подарок или побаловать себя любимых.

Почему их называются бомбочками?  Может, из-за их взрывного аромата. Хотя подобная арома-феерия, можно сказать, свойственна только их продукции. А по внешнему виду все это больше напоминает таблетку аспирина в стакане. Очень большую таблетку, в очень большом стакане. Бурлит. Шипит. Меняет цвет. Но никакого "взрыва" нет. Правда потом вам может быть очень сложно отмывать ванну от красителей, особенно если у вас акриловое покрытие.

Запахи продукции далеки от натуральных, цвета кислотные, а цены убойно-фееричные. Стоит такая радость на красителях от 340 до 500 рублей за штуку. Не самое дешевое удовольствие, тем более на один раз.  И это с учетом того, что цена продукта превышает его себестоимость почти в 15 раз!

А если посмотреть состав, что мы увидим? Самая обыкновенная пищевая сода, лимонная кислота, две ложки соли для ванн и пара капель масла с пищевым красителем. Немного блесток для лоска, если хотите. А дальше - замесил и лепишь как снежки. Ничего сложного.

Помимо простого твердого мыла, косметические сети, специализирующиеся на производстве натуральных гигиенических средств  - свежих, рукотворных, исключительно органических (что, простите, является ересью высшего порядка) -  также представлены широким ассортиментом иной продукции по уходу за телом и душой. Тут и уже упомянутые нами шарики-шипучки, и "ванны Клеопатры", и драгоценный жемчуг для ванн, пенорони (мыло в виде десертного печенья) и желе для душа. В общем, глубинная реклама работает на полную мощь.

КСТАТИ

Термин "глубинная реклама" был введен в начале 60-х годов французским философом-структуралистом Роланом Бартом. В своем трактате "Мифологии" философ рассматривает множество проблем современного ему буржуазного общества потребления. Массовая культура, в том числе и различные виды рекламы, разоблачается семиотиком через призму мифа.  

По Лосеву, миф состоит из нескольких компонентов - это, в первую очередь слово. Реклама (особенно телевизионная) в представлении Барта - это нарочитая мистификация обыденной жизни, проявление волшебства в хорошо знакомой нам повседневности.  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Галина Тихонова, главный технолог Нижегородского масложирового комбината:

- Cегодня современные предприятия, занимающиеся изготовлением твердого мыла, используют классическую технологию производства. Получение мыла основано на реакции омыления, в результате которой образуются натриевые соли жирных кислот, которые и являются поверхностно-активными веществами. В качестве сырья для получения мыла могут использоваться как животные, так и растительные жиры. Соотношение жиров (масел) подбирается так, чтобы обеспечить наилучшие моющие  и пенящиеся свойства мыла.

После окончания проведения реакции омыления происходит сушка полученной мыльной основы, ее механическая обработка (пилирование) и затем формирование куска мыла. Для придания дополнительных свойств мылу возможно добавление, например, питательного крема или растительных экстрактов. Для того, чтобы сохранить полезные свойства данных добавок, их вводят в уже готовую мыльную основу с помощью бережных технологий.

Но из-за того, что время контакта мыла с кожей незначительно, воздействие полезных компонентов также краткосрочно: возможно оказать, например, смягчающий эффект на кожу и снизить  ощущение сухости, однако для более существенного питательного или увлажняющего эффекта необходимо использовать специализированные средства.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator