Швейцария. Женева. Ноябрь 1967 года. Мемориальная доска в Швейцарии на доме, где жил Владимир Ленин / Фотохроника ТАСС

Сто лет Швейцария отказывалась признать себя «колыбелью русской революции»

Общество
История событий столетней давности до сих пор полна вопросов, на которые пытаются ответить не только российские ученые, но и их западные коллеги.

Особенно остро все, что связано с революцией 1917 года в Российской Империи, воспринимается в Швейцарии. Эта страна долгое время старалась сделать все, чтобы остальной мир даже не думал связывать ее с переворотом в октябрьском Петербурге и именем Ленина. Исторические факты восстанавливали ученые, собравшиеся 17 октября в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета на международную конференцию «Революция 1917 года и Швейцария».

Лекцию об истории взаимоотношений двух стран, а также о сложном взаимодействии советской власти и церкви, прослушала и корреспондент «ВМ».Конференцию открыл доктор исторических наук, проректор ПСТГУ по международной работе протоиерей Георгий Ореханов.

- Сегодня мы здесь собрались в рамках нашего проекта, посвящённого 1917 году. Мы эти события понимаем комплексно. Это не только революция, но и Поместный собор, и столетие избрания на патриаршество Святого патриарха Тихона, - обратился он к собравшимся.

Среди слушателей в этот момент уже присутствовал чрезвычайный и полномочный посол Швейцарской Конфедерации в России Ив Россье. Почетный гость в ответном слове обратил внимание, что самое главное во всех произошедших событиях – люди, их непосредственные участники и их потомки.

- Конечно, бывают уже заданы определённые обстоятельства, но решающим фактором при этом остаются поступки людей, - подчеркнул господин посол. - События столетней давности подтверждают эту аксиому и выражены событиями Первой мировой войны и революцией в России. И то, что тогда произошло в Петрограде, имело огромное значение для всей Европы. Поэтому для нас, как раньше, так и сейчас, обязательным является поиск того, что нас объединяет, а не разъединяет.

В первую очередь говорили о мировой политике и ее связи с историческими событиями. Центральной темой первого доклада профессора факультета истории Базельского университета Фритьофа Беньямина Шенка стал период швейцарской истории, предшествующий октябрьской революции в России. Ученый особенно подчеркнул: до недавнего времени власти его страны всячески старались ослабить, если не искоренить память о ее роли в произошедших событиях.

- В те годы Швейцария опасалась, что искра революции может зажечь пожар в стране. Антикоммунизм стал важной чертой государственной политики. Социалистическая революция называлась «захватом власти», - процитировал профессор швейцарских публицистов того времени. – В 1971 году был снесен дом, в котором в 1915-м году жил Ленин. Надо сказать, в последующие годы в Швейцарии неохотно вспоминали, что страна несколько лет предоставляла убежище главному русскому революционеру. Эта страна сделала всё возможное, чтобы избавиться от репутации «колыбели революции».

Следующим вопросом, которого коснулись участники конференции, было взаимодействие большевиков и представителей Русской Православной церкви в период сразу после революции 1917 года. Слово взяла старший научный сотрудник Научно-исследовательского Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Лидия Милякова. Она призвала, отстраняясь от коммунистической идеологии, не терять объективного взгляда на исторические события. Что бы ни случилось, факты должны оставаться фактами и не подвергаться искажению. А основная часть ее речи была направлена на раскрытие взглядов коммунистических идеологов на религиозный вопрос. Вопреки расхожему мнению о чистой ненависти большевиков к вере, историческая действительность говорит несколько об ином положении дел.

- По замечанию Маркса, следовало покончить с религией радикально. Взгляды Маркса были записаны Энгельсом. Однако атеистические требования Маркса были отвергнуты на собраниях социалистов в 1890-х годах, на которых религия была объявлена «частным делом каждого», - сделала уточнение Лидия Милякова.

Возвращаясь к теме взаимодействия России и Швейцарии в предреволюционный период, ученые затронули тему образования в обеих странах. Доктор исторических наук Андрей Андреев напомнил, что в швейцарских университетах конца XIX – начала ХХ века было немалое количество русских, причем как студентов, так и преподавателей.

- В Швейцарии правительство стремилось создавать университеты, как и любое правительство, устремленное в будущее, - рассказывал историк. – Но, возникла проблема с преподавательскими и студенческими кадрами. Объяснялось это тем, что население было преимущественно сельским. Выход был найден в том, чтобы приглашать иностранных профессоров и студентов.

Популярность швейцарского образования среди русской интеллигенции объяснялась просто: здесь, в Альпах, не было такого количества ограничений, как на родине.

- Несмотря на то, что в нашей стране считалось, что молодые люди должны получить полезную для общества профессию, возможность получить высшее образование в России была существенно ограничена в XIX веке, - пояснил Андреев.- Подобных рамок Швейцария не знала. К тому же, там обучаться могли в том числе и женщины.

Без швейцарского образования, возможно, сама революция в России могла бы не произойти. В итоге, ученые двух стран сошлись во мнениях: события 1917 года зарождались именно там, на альпийских склонах неподалеку от Женевы.

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator