Распродажи полны сюрпризов. Но сейчас у москвичей есть реальный шанс купить дорогую вещь дешевле
«Киберпонедельник», говорят столичные поклонники распродаж, та же «Черная пятница», только чуть-чуть пожиже.
Нет, на своей родине, в Америке, одна акция другой не уступает: обе проходят незадолго до новогодних праздников — с разницей в несколько дней, обе — возможность приобрести любой товар с хорошей скидкой. Просто у «Черной пятницы» и «Киберпонедельника», что называется, разная целевая аудитория.
Первая акция ориентирована на тех, кто не прочь потолкаться в магазинах, вторая — на активных пользователей интернета. Плохи были бы штатовские маркетологи, если б не придумали, как заработать на домоседах-интровертах. Другими словами, в «Киберпонедельник» купить товар со скидкой можно только онлайн.
Разгрузить склад!
Ничего общего с предновогодней американской распродажей российский аналог «Киберпонедельника» не имеет.
В Москве эта акция со звучным названием, по сути, обычная зимняя скидочная кампания, которая совпадает с началом сезона снижения цен. Как и любая распродажа середины зимы, «Киберпонедельник» придуман для того, чтобы ретейлеры смогли подготовиться к весеннему сезону. Для них конец января — начало февраля — уже почти весна и едва ли не последний шанс избежать серьезных издержек.
— Ретейлеры торопятся в это время освободить склады от залежавшегося товара, — поясняет директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов. — Все, что лежит на складе, — это замороженные деньги. Самое время решить вопросы с трафиком и ликвидировать избыточный товар.
Речь идет не только о торговцах одеждой и бытовой техникой. Возьмем автодилеров.
— Период оборота складов по большинству марок — месяц, — рассказывает финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич. — Объем дополнительных расходов колоссальный. Дилер предпочитает дать скидку клиенту и продать автомобиль, чем терять деньги на содержании складов.
Без обмана
Именно потому, что продавцов поджимает, шансы получить реальные скидки, а не мифические, у москвичей серьезно возрастают. Не только в течение трех дней, пока длится «Киберпонедельник» — и в интернете, — но и в ближайшие пару недель, — что называется, офлайн.
Всем известно, что ретейлеры мастерски жонглируют скидками и ценами, но обманывать в середине зимы, говорят экономисты, нет никакого резона. Страх подмочить репутацию здесь ни при чем.
— Пик спроса на товары завершился вместе с новогодними каникулами, и выручка магазинов проседает, — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. — На помощь приходят скидки. Организуя предновогодние зимние распродажи, продавец еще может схитрить: в это время ему на руку яркие ценники и всеобщее настроение праздника, его раскрученность. В конце января — начале февраля атмосфера — уже не козырь. Под шумок продать товар с липовой скидкой сложно. Снижение цен на 10–20 процентов в это время — реальность.
По словам экономиста, сегмент дорогих товаров — тех же автомобилей — наиболее чувствителен к экономическим условиям середины зимы. Даже если фактически цены на машины не снижаются, с продавцами, уверен Никита Исаев, легко можно договориться о скидке в 10–15 процентов. Даже не имея ораторских навыков.
Самолеты — хорошо, телефоны — лучше
Часто реальную скидку в середине зимы предоставляют авиакомпании: новогодний поток туристов спал, февральская волна еще не началась, а самолеты заполнять надо.
— Хорошее снижение цены — иногда до 50 процентов — можно найти на зимнюю одежду, — говорит Никита Исаев. — Небольшие скидки возможны на крупную электронику, вроде телевизоров, но особо не обольщайтесь: магазинам нет смысла сбрасывать технику по дешевке, она может и полежать. А вот носимая электроника, вроде смартфонов, будет в цене всегда.
— Что же касается репутации ретейлеров, то, к сожалению, в нашей стране репутационные риски почти ничего не значат, — обобщает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. — Попросту обманывая, скажем, на таких крупных распродажах, как «Киберпонедельник», продавец может больше потерять, чем сэкономить. Если обман выявится, операторы интернет-площадки, на которой проводится распродажа, отстранят нечистоплотного ретейлера от участия в акции.
Народный патруль
Ассоциация, которую возглавляет Александр Иванов, второй год «в игре»: вместе с общественниками, по выражению Иванова, создает условия для покупателей и продавцов, участвующих в «Киберпонедельнике». Отслеживает изменение цен на товары через кэши сайтов интернет-магазинов (место на жестком диске, где сохраняются копии страниц. — «ВМ»).
В Москве, говорит Александр, таких активистов целая армия.
— Существует множество групп, которые во время «Киберпонедельника» следят за тем, чтобы продавцы не шельмовали, — рассказывает Иванов.
Честные скидки
Москвича Бориса Базанова без натяжки можно назвать одним из самых активных контролеров цен в столице.
Однажды ему как продвинутому IT-спецу стало любопытно отследить через сохраненные в интернете страницы сайтов, соответствуют ли заявленные распродажные цены реальным. Ничего сложного в этом нет, если речь идет о торговле онлайн: найти, сколько стоил товар до начала акции, и сравнить с цифрами на распродажном ценнике. Часто цена «до» была ниже цены «после».
— Это классика жанра, — усмехается Борис. — Продавцы перед распродажей повышают цены на 50 процентов, а в распродажу скидывают на 20. И акционный товар стоит даже дороже. Ловкость рук и никакого мошенничества! На самом деле мошенничество, да еще какое. Реальным наказанием за которое может стать отказ магазину в участии в интернет-распродаже. Таких обманщиков во время своего первого «рейда» Борис и сотоварищи выловили немало.
— Информацию о нарушениях мы тогда выложили в соцсетях, чтобы люди не попадались, — рассказывает Базанов. — Позже создали группу «Киберпонедельник» по-русски», к нам присоединились горожане.
Со временем продавцы в Москве, по наблюдениям активиста, стали чистоплотнее.
Сейчас с ценами балуются реже, чем, скажем, два года назад. Зато появились новые способы одурачить покупателя. Более изощренные.
— Когда покупатель отправляет товар в корзину на сайте, цена на него автоматически повышается, — рассказывает Борис. — Люди не замечают подлога. Если, конечно, завышение цены не слишком наглое. Был случай, когда мы отловили аквариум за 60 тысяч.
При изначальной цене — 40 тысяч. Скандал.
Вообще же, уверяет президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, без скандала не обходится ни одна распродажа.
Еще одна новая тенденция — повышение интереса к распродажам со стороны москвичей. Как онлайн, так и офлайн.
— Время сейчас такое, что поход в магазин для одних — то же, что сладости для других, — говорит психолог Ольга Батуева. — И то и другое — «заедание» стресса.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сурен Варданян, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты:
— Чтобы у ретейлеров не оставалось соблазна манипулировать ценами во время скидочных кампаний, нужно прописать базовый закон, регулирующий работу и продавцов, и поставщиков. Не уверен, что имеет смысл говорить о жестком регулировании ценообразования государством — это спорно.
Но некий независимый арбитр, на мой взгляд, который был бы уполномочен следить за соблюдением этого закона, за честностью ретейлеров, — это вполне реальный выход.
Роль такого арбитра могли бы взять на себя те же торгово-промышленные палаты, которые не зависят ни от государства, ни от ретейла.
СПРАВКА
Усредненная скидка во время распродажи в «Киберпонедельник»-2017 (в процентах)
Планшеты — 10,5
Ноутбуки — 11
Мобильные телефоны — 12
Телевизоры — 11
Строительные инструменты — 12
Электробритвы — 19
Фены — 18,5
Холодильники — 15
Блендеры— 20
Умные часы — 17 Максимальная скидка прошлого года (в процентах)
Холодильники — 32
Ноутбуки — 29
Планшеты — 21
Телевизоры — 25
Стиральные машины — 27