Экспозиция представлена в Московском мультимедиа-арт музее / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

В столице открылась ретроспективная выставка фотографа Всеволода Тарасевича

Общество
Корреспондент «ВМ» осмотрел выставку и сообщает читателям, почему ее нужно обязательно посмотреть.

- Всеволода Тарасевича я запомнил очень энергичным, полном замыслов и идей, - вспоминает его московский фотограф Виктор Чернышов. - Когда я учился на фотоотделении факультета журналистики МГУ в 1992 году, то Всеволод Сергеевич вел у нас спецсеминар. Он очень интересно рассказывал о войне, и том, что снимать непостановочные кадры в то время было просто невозможно, но он старался, как мог, обходить запреты. Тарасевич часто говорил, что для фотографа, как для хорошего артиста, всегда есть две программы - обязательная и произвольная. Обязательную он должен сделать точно в срок, а произвольную может снимать сколько хочет. Он мечтал, чтобы когда-нибудь на выставке показали все - и обязательные снимки, снятые строго в рамках действующих тогда правил, и те фотографии, которые он пытался делать "не по протоколу". Его любимой фразой было:"Важен не протокол, а набор высказываний".

Ретроспектива Всеволода Тарасевича охватывает период от начала Великой Отечественной войны (этим снимкам отведен целый третий этаж) до конца 1970-х годов. В основном на фотографиях изображен Ленинград, Норильск, Москва. Всеволод Тарасевич прожил долгую и счастливую творческую жизнь - родился в 1919 году, а ушел из жизни в 1998-м, оставив немалое фотографическое наследие. На выставке представлены и два его самых известных снимка - композитор Дмитрий Шостакович, снятый им через щель приоткрытой двери, и снимок "Поединок", сделанный в одном из корпусов МГУ, на котором изображен математик на фоне доски, целиком заполненный формулами.

 Одна из самых известных фотографий Всеволода Тарасевича - композитор Дмитрий Шостакович, снятый им через щель приоткрытой двери / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Живи Всеволод Тарасевич сегодня, его стиль был бы крайне востребован. В его снимках нет "чернухи", казенной глупости. Если уж он делал постановки - то тщательно выстраивал композицию, но репортажные кадры его намного сильнее. И именно ради них и стоит посмотреть эту добрую, большую выставку о жизни людей в СССР. На его снимках рабочие Норильска, ученые Протвино, преподаватели и студенты МГУ выглядят не казенно и замученно, а очень жизненно. Он, как мог, пытался фотографировать настоящую жизнь и обходить все ограничения, которые власти выставляли фотографу.

 На его снимках рабочие Норильска, ученые Протвино, преподаватели и студенты МГУ выглядят не казенно и замученно, а очень жизненно / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На Пречистенке открылась иконотека

Жители Замоскворечья смогут посетить музей Есенина бесплатно

amp-next-page separator