Баба-яга из фильма-сказки «Морозко» (1965) в исполнении Георгия Милляра / Фотохроника ТАСС

Кто и зачем исказил образ Бабы-яги

Общество
Образ Бабы-яги исказили, превратив в кровожадную старуху и приписав ей несуществующие грехи. Кто, когда и почему оговорил неплохую в целом женщину, выясняла "Вечерка".

Альбина Волкова — современная Баба-яга. Это не значит, что у нее костяная нога или она летает в ступе с метлой. Как уверяет Альбина, вся эта «мишура» к реальной Бабе-яге отношения не имеет.

— Баба-яга — это собирательный образ, скорее всего, наши предки так называли травниц, — поясняет Альбина. — Вот я собираю травы лечебные, делаю отвары и настойки. Могу немного будущее предсказать, но это по настроению. Даже не по моему настроению — это от звезд зависит. А называли так потому, что боялись, не понимали. В этом и беда. Ко мне тоже со страхом относятся. Хотя что такого? Вот зверобой сушу у плиты, вот цвет липы в банке храню. А лягушачьи лапки и сушеных головастиков не собираю. И коровье молоко не порчу взглядом.

Отвары и настойки московская Баба-яга делает для себя, чтобы сохранить молодость и цвет лица. Травы собирает в зависимости от фаз луны и времени года.

Фольклорный образ Бабы-яги — установленный уже веками, эксплуатируемый в сказках и легендах, привычный миллионам россиян. Это страшная бабка, с костяной ногой, в ступе и с метлой. Обязательно лакомится случайными путниками, пришедшими в ее избушку на курьих ножках. То в печь их пытается засунуть (как в сказке о Василисе Прекрасной: «...никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»). То, как в сказке о Царевне-лягушке, Ивану-царевичу помогает — рассказывает, где смерть Кощееву найти. Нестыковочка…

В соответствии с легендами древних славян Баба-яга и вовсе — дочь Вия. В народе ее кличут Ягишна, или Ягибиха. В некоторых древних сказаниях у бабы змеиный хвост. Это ассоциация с загробным миром, куда и проводит души умерших славянская Яга. Тут и объяснение «костяной ноги» имеется — стоит она этой ногой как раз в загробном мире.

Еще один прообраз Бабы-яги — древнегреческая Ехидна (полуженщина-полузмея, мать многих чудовищ, в том числе и Химеры, Лернейской гидры, псов-близнецов Кербера, или Цербера, и Орфа). Как утверждают некоторые источники, от брака Ехидны и Геракла родились на свет скифы.

В народе бытовало поверье, что Бабе-яге необязательно иметь страшный внешний вид — иногда она может превратиться в обычную женщину, жить в деревне, воспитывать детей и не выдавать настоящего облика. Как утверждает фольклорист Иван Сотников, есть несколько альтернативных версий происхождения образа Бабы-яги.

Фольклорный образ Бабы-яги — установленный уже веками, эксплуатируемый в сказках и легендах, привычный миллионам россиян / Фото: картина Виктора Васнецова

Во-первых, в традициях древних славян были похороны покойников в домовинах — домиках, которые располагались над землей, на высоких пнях, с выступающими кореньями, отдаленно напоминающими куриные лапы. Домовины устанавливались входом к лесу, в противоположную от поселения сторону.

— Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в такую домовину, можно было действительно увидеть костяные ноги, — рассказывает Сотников.

Второй вариант — избушка на курьих ножках, в которой и жила якобы Яга, — это охотничий лабаз. Их ставили в глухих лесах, на трех гладких ногах. Такие хозяйственные постройки предназначались для хранения снастей и припасов охотников. Лабазы всегда устанавливались «к лесу задом, к тропе передом».

Самую известную избу Бабы-яги в России можно встретить в городе Фурманово Ивановской области. Местные, разумеется, утверждают — это и есть настоящая изба Яги. Правда, колдуньей «костяную ногу» здесь не величают.

Тут считают, что Яга — покровительница рукодельниц, ткачих, оттого их так много в Иванове. Местоположение — не случайно.

Фурмановские краеведы уверяют — основания верить этим утверждениям огромные и, что главное, зафиксированные географически! Вот старое название города Фурманов — Середа (так, по поверьям, звали дочь или сестру Бабы-яги). Рядом расположена Лысая гора — на ней трава не растет, а вот березы выросли. А еще неподалеку есть деревни Бабино и Кощеево.

— У нас в городе считается, что Яга — защитница, дурной глаз отводит, — рассказывает местная жительница Елена Кривякина. — Можно на огородах увидеть кукол с человеческий рост — чучел, которые должны дом оберегать от злого глаза, от воров, от всякой темной силы. Мне еще бабушка рассказывала, что Яга — наш оберег и защитница, а все эти страсти про съедение младенцев — злые языки выдумали, чтоб ее образ опорочить. В реальности женщины, а их было много, от матери к дочери передавали такие умения, лечили людей. Но, как и сейчас, не все понимают, как современные врачи лечат, так и раньше пугались. Увидят связки всяких трав у печи, ягоды какие-то и пугаются, конечно. Но это пришлые. У нас в Фурманове все знают — бояться Ягу не надо. Помощница она наша!

Да и ножки у избы, уверяет жительница Фурманова, никакие не куриные — а курье. То есть обкуренные дымом, чтоб не гнили. Такой способ на Руси использовали в домах, стоящих в болотистой местности на сваях.

РОДОМ С АЛЬФА ЦЕНТАВРА

— Некоторые исследователи смело полагают, что Баба-яга была пришельцем-гуманоидом и отмечают, что корабль она маскировала под «избушку на курьих ножках». Избушка могла перемещаться на большие расстояния.

— Приписываемый Яге каннибализм можно объяснить тем, что старуха заманивала молодых людей в избушку для изучения человеческого вида.

— Баба-яга умела летать. Вопреки распространенному мнению, не на метле, а в ступе. Она управляла ступой с помощью песта, а помелом заметала следы (скорее всего, она так маскировала инверсионный след, который оставлял реактивный двигатель ступы).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Варвара Добровольская, фольклорист, кандидат филологических наук:

— Баба-яга — это мифологический персонаж, который попал в сказку при разрушении мифологической системы. Он связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Ее происхождение принято связывать с персонажами подземного мира, мира мертвых, чаще всего со змеями. Мы можем говорить об этом на основании ее имени. Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей.

ЦИТАТА

Владимир Даль писатель, этнограф:

— Яга, или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая, или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу. Бабаяга, или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния.  

amp-next-page separator