Арт-терапия помогает восстановиться после серьезных операций
В интервью «ВМ» главный научный сотрудник, руководитель международного центра арт-терапии Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии Георгий Гигинейшвили рассказал, как вернуть жажду жизни у тех, кто пережил рак.
— Георгий Ревазович, почему возникла идея лечить искусством? И в чем смысл арт-терапии?
— Мозаичные панно и фрески на Сицилии доказывают: арт-терапия существовала давно, еще до нашей эры. Изображения рассказывают нам и о лечебной физкультуре, и об искусстве более чем двухтысячелетней давности. О положительном влиянии музыки, живописи, пения и танцев, но об воздействии искусства как способе восстановления после серьезных операций задумались относительно недавно. В Москве это направление совсем молодое — ему три года. В нашем центре организуются выставки. Общее название — «Художник и милосердие».
— Откуда взялось такое название?
— У Пабло Пикассо есть картина, на которой изображен врач у постели больного, вокруг них сестры милосердия. Она находится в Барселоне. Она называется «Знание и милосердие». Идею отчасти позаимствовали — наша экспозиция нацелена на совмещение знаний, искусства и милосердия.
— А кому помогает арт-терапия? Кто проходит столь необычное лечение в стенах вашего центра?
— У нас проходили обследования раковых больных — женщин, которым удалили грудь. Сложно себе представить что они чувствуют, после такой борьбы с болезнью, после того, что проводили серьезные операции. После того, как рак отступает, важно найти силы жить дальше. К нам приходят именно за этим — восстановиться и найти в себе силы двигаться дальше. Наши пациенты рисуют, слушают классическую музыку. Чайковский, Бетховен, Шуман, Вивальди — выбор мелодий зависит в том числе и от того какое давление у больного. Если повышенное, ставим более спокойную музыку, а если пониженное — включаем величественные композиции. Параллельно в студии пациенты смотрят на пейзажи, абстракции, сами картины чередуются перед человеком.
— А какие еще виды арт-терапии существуют?
— Есть глино- и скульптуро-терапия. Человеку важно что-то делать руками, учиться вновь создавать. Многие наши пациенты не хотели даже с постели вставать. Они были угнетены своим состоянием, подавлены, погружены только в одну проблему. Мы давали им выбор — что хотите делать: лепить, петь, слушать, рисовать, танцевать. Подобное вовлечение помогает искать положительные моменты в жизни, начинать творить, побеждать болезнь и ее последствия. Был пример — пациентка, победившая рак, стала выдающейся спортсменкой. И сочетание курортного лечения, бальнеологических приемов и арт-терапии позволяет ставить пациентов быстрее на ноги, восстанавливать их здоровье. Но применять все эти методы нужно аккуратно, только после всестороннего изучения состояния больных.
— Каков сам механизм арт-терапии? С медицинской точки зрения.
— Например, мы видим картину. Изображение вызывает внутри нас отклик, он как сигнал поступает в центральную нервную систему, затем — в гипофиз и гипоталамус, далее — сигнал поступает в надпочечники, которые вырабатывают гормоны. Последние в свою очередь модулируют иммунную систему человека. Красивые картины, приятная музыка улучшают настроение, а значит, и поступающие внутрь на сигналы будут благотворно сказываться на здоровье.
— Выбор видов арт-терапии зависит от пациента или это назначение врача?
— Это выбор пациента, мы предлагаем арт-терапию в сочетании с классическими методами лечения. Может, человек не хочет рисовать. Тогда он решает, что именно хочет. Например, просто слушать музыку. Занимаются в студии как минимум 2-3 недели, а потом могут и хобби развить в свое дело. Есть те, кто занялся творчество серьезно, перейдя на профессиональный уровень.
ПО ТЕМЕ
Российские и итальянские врачи обсуждают вопросы курортологии
Врач-курортолог: Отключение от источников информации поможет более быстрому восстановлению здоровья