Кадр из фильма «Совсем пропащий». Владимир Басов в роли папаши, Роман Мадянов (слева) в роли Гека / Фото: Мурашко/РИА Новости

Деятели киноиндустрии выступили против условий проведения кинофестивалей

Общество
На днях основные игроки кинобизнеса России, а также организаторы фестивалей и другие деятели индустрии направили президенту Владимиру Путину открытое письмо, в котором попросили не подписывать поправки к законопроекту «О государственной поддержке кинематографии в России».

Ранее Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем  чтении законопроект, который, как утверждают парламентарии, облегчит жизнь организаторам кинофестивалей, позволив им показывать фильмы без получения прокатного удостоверения. Тем не менее, текст акта вызвал крайне резкую реакцию у представителей отечественной киноиндустрии, которые заявили о том, что закон ставит под угрозу само существование таких мероприятий как «недели кино» и «ретроспективы».

Камнем преткновения стали условия, которые необходимо выполнить для освобождения от получения прокатного удостоверения. Так, в перечень входит наличие конкурсной программы и жюри, срок проведения мероприятия не должен превышать десяти дней, каждая картина может быть показана не более двух раз и, наконец, фестиваль должен быть включен в утвержденный Министерством культуры список  международных фестивалей. По мнению деятелей киноиндустрии, новые правила являются рычагом давления на кинобизнес и сделает невозможным проведение небольших фестивалей.

В свою очередь, представители Минкульта утверждают, что данной инициативой просто устраняется существующая несправедливость, так как на сегодняшний день отечественное кино не может демонстрироваться в России без прокатного удостоверения, в то время как зарубежные картины имеют на это право.

Ситуацию вокруг нового законопроекта для «Вечерней Москвы» прокомментировал президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен.

– Я целиком разделяю точку зрения авторов открытого письма. Меня откровенно поражает этот новый закон, так как он явно запрещает прокат зарубежного кино. В частности, он срывает «Неделю итальянского кино», он срывает ретроспективные кинопоказы и все что угодно. Я откровенно не понимаю кто готовил эту инициативу. Или это был негодяй, желающий установить тотальную цензуру, или просто, мягко скажем, недалекий человек, в мире кино совершенно не разбирающийся и не понимающий последствий своих действий. И я вполне допускаю, что это была сознательная попытка ограничить российскому зрителю доступ к иностранным фильмам, – сказал «ВМ» Виктор Матизен. – Думаю, авторы закона сознательно пошли на провокацию. Сейчас они оценят реакцию, и, если она будет слишком резкой - сдадут назад, внесут некоторые поправки и представят закон снова.

По мнению киноэксперта, принятие акта может стать большим шагом в сторону самоизоляции России. Тем не менее, полностью перейти на этот путь заинтересованным в таком исходе лицам и ограничить показ всего зарубежного кино мешает то, что прокат высокобюджетных, кассовых картин приносит огромный доход не только кинотеатрам, но и самому государству.  Но вот ограничить доступ к культурному кино сейчас вполне реально.

– Должен сказать, что вообще сама практика выдачи прокатного удостоверения есть не что иное как инструмент цензуры. Кто-то смотрит фильм и решает, есть ли там что-то, по его мнению, неподобающее. И дальше уже решается, можно его показывать, или нет. Мы за последние месяцы уже наблюдали несколько примеров подобных запретов, например с фильмами Майи Милош «Клип» и «Приказано забыть» Хусейна Эркенова. Это безобразие, – подчеркнул Виктор Матизен.

Сами условия по организации фестивалей тоже вызвали у эксперта недоумение.

– Недели иностранного кино, как правило, проходят без жюри. Ретроспективы, которые вообще устраиваются частными институциями в разных городах - тоже. Зачем вообще жюри в таких мероприятиях? Что там судить, фильмы 30-летней давности? Кому это надо, судить какая из картин Ингмара Бергмана лучшая. При чем тут вообще жюри, что ему делать на празднике кино? – сказал Виктор Матизен. – Но более того, даже если фестиваль подсуетился и завел себе чисто номинальное жюри, то и дальше его могут ждать проблемы. не забывайте, что Минкульт каждый год будет утверждать список кинофестивалей. И получится, что оно получит право легко отсекать все неугодные мероприятия под любым предлогом. Достаточно сказать что жюри не такое, как надо, сам фестиваль подозрительный и не те ценности продвигает. И уверен, они будут это делать.

amp-next-page separator