Корреспондент «Вечерней Москвы» Сергей Шахиджанян проверил свои силы в торговле арбузами на одном из крупнейших столичных рынков. Несмотря на предельный энтузиазм, обойти в этом деле продавцов-профессионалов ему не удалось / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

В разгар сезона бахчевых корреспонденты «ВМ» примерили на себя роль продавцов

Общество
В августе и сентябре арбузы и дыни — традиционные хиты продаж в столице. Московские власти создают безупречные условия для такой торговли. Например, предоставляют предпринимателям специально оборудованные киоски, где реализуется только проверенная и безопасная продукция со всеми необходимыми сертификатами. Корреспонденты «ВМ» испытали на практике, что представляет собой бизнес на бахчевых.

Редакционное задание — один день поторговать арбузами и выяснить всю подноготную этого бизнеса — вызвало бурные дебаты между двумя журналистами «ВМ». Особенно нас интересовало, как правильно выбирать эту ягоду и как продавцы обвешивают покупателей. Андрей Федоров утверждал, что он самый замечательный продавец арбузов в мире, и более того, они в его руках продолжают расти прямо на глазах. В свою очередь, Сергей Шахиджанян парировал, что талант торговать этими ягодами у него в генах — как фамилия, он передался по наследству. А кроме этого, сторговать тонну арбузов, которые «сладкие, как мед, и нежные, как первый поцелуй», буквально за пару часов поможет его природное обаяние. В итоге в помощь столичным предпринимателям было решено делегировать сразу двух журналистов.

Вышли мы все из народа

Через знакомых нашелся владелец небольшого магазинчика в Северном округе по имени Ашот.

— Так уж и быть, почувствуйте себя в моей шкуре, — сказал он. — Поймете, что наш хлеб легким не бывает. Только торговать будет один из вас. Тот, который без фотоаппарата.

Так Сергей Шахиджанян был отстранен от процесса и наблюдал за торговлей со стороны. Ее под чутким руководством Ашота осуществлял Андрей Федоров.

— Почем арбузы, ребята? — спросила эту парочку молодая мама в почти пляжном костюме.

— По 30 рублей за килограмм, — не моргнув глазом сообщил покупательнице Андрей. Похоже, он уже начал входить в новую для себя роль.

— Эко заломил! — скривила личико красотка. — Через площадь, вон в том в магазине, по 17 видела...

— А такого вкусного нигде не купишь, — настаивал Федоров.

Ашот, незаметно подошедший к даме со спины, радостно отреагировал поднятым вверх большим пальцем руки. Итак, начало было положено. Первый арбуз ушел за 180 руб лей.

Вскоре к нам выстроилась небольшая очередь. Долго и тщательно выбирали большую полосатую ягоду для вечеринки какие-то студенты. По каждой они щелкали пальцами, пытались сжать ладонями, выдавливая из арбузов утвердительный треск. И тут Федорову пришла идея.

— Чего мелочиться, ребята! — воскликнул он. — Хороший арбуз — большой арбуз! — и, нагнувшись, выкатил из-под прилавка экземпляр килограммов на десять-пятнадцать. — Ну, мужики вы или нет?

Субтильные юноши сразу закивали. В итоге гигант потянул на 13 килограммов. Хотя некоторая заминка все-таки вышла: не нашлось подходящего пакета. Поэтому взвешивание проходило при участии рюкзака Шахиджаняна. Позже выяснилось, что на электронных весах оказались случайно невынутые пара батарей к фотокамере (по 150 граммов каждая), удлинитель и пол-литровая бутыль с водой.

— Пять минут как продавец, а уже научился обвешивать, — веселился Ашот. — С этим надо поаккуратней.

— Зато какого богатыря сбагрили! — радовался Андрей Федоров.

Во время перекура его место все-таки занял Шахиджанян. Но вот торговля у него не задалась: то ли выглядит слишком интеллигентно, то ли воротничок белоснежной рубашки вызывал подозрение у обычных людей — но прохожие как-то не решались подойти к прилавку.

Окончательно расстроила продавца какая-то бабушка, которая, внимательно взглянув на Шахиджаняна через толстые линзы очков, вдруг ойкнула и, схватив тележку, умчалась прочь с такой скоростью, будто за ней гналась банда махновцев. Этот прецедент окончательно добил Сергея, и он, расстроенный, притаился за арбузами и стал грустно размышлять о смысле бытия.

А у Федорова, занявшего тем временем пост продавца, работа вновь закипела. Неизвестно почему, но его внешний вид — трехдневная щетина, футболка цвета хаки и сбившаяся на затылок бандана — вызывал у людей доверие. Буквально через несколько минут опять возникла очередь, и за час ушло пять арбузов.

— Я все равно больше продам, — обиженно заявил Шахиджанян Федорову. — Завтра на рынок пойду торговать. Без тебя!

Мастер-класс от Орхана

Увы, ни один из московских рынков пустить к себе журналиста не захотел, кроме одного, расположенного в Южном округе. Чистота и порядок — так можно охарактеризовать это место торговли. Сияющие чистотой полы, все продавцы в униформе, и, конечно, отменный товар на прилавках. Побыть «помощником продавца» журналисту «ВМ» разрешил предприниматель Орхан Валиев — настоящий кавказец.

— Вы, уважаемый, наденьте фартук, кепку с козырьком. Если что, я стою рядом. И торгуйте на здоровье, — напутствовал Сергея Орхан.

— А если у меня сдачи не будет?

— У нас можно и картой расплатиться! — сказал он и достал терминал. — У нас теперь 90 процентов торговцев имеют терминалы. К нам ведь много иностранцев приходит. Да и москвичи чаще картой стали расплачиваться.

Корреспондент оказался человеком въедливым и решил хоть на каких-то нарушениях поймать Орхана. Сначала потребовал сертификат на арбузы и дыни, а потом и на весы. Все документы были в порядке.

— А если покупатель попросит отрезать ему кусочек арбуза? Ну как в детстве нашем, когда треугольнички из него вырезали на пробу?

— А вот теперь по закону этого делать нельзя, — сказал Орхан.

Он только один арбуз утром разрезал, угостил коллег, сам попробовал, а два больших куска под пленкой расположил на прилавке — но не для продажи, а для наглядной агитации.

— У меня тут три вида бахчевых сегодня — арбузы астраханские полосатые, зеленые из Краснодара — сорт «Огонек» и дыни из Узбекистана. Все — по 60 рублей за кило! — напутствовал продавец.

Надев фартук и козырек, Сергей приступил к продаже.

— Арбузы! Дыни! Подходите! Покупайте! Но, видимо, у Шахиджаняна генетическая программа потенциального торговца дала сбой — все покупатели проходили мимо.

— Уважаемый, вот неправильно выбираете людей — ну кто при входе на рынок сразу арбуз покупать будет? — объяснил владелец лотка. — Кому требуется именно арбуз — тот сам подойдет. Вам нужно говорить уже тем, кто все купил: «А вот арбуза вам не хватает». Вот идет мужчина — у него уже тележка полная, ему и надо предлагать!

К прилавку быстрым шагом подошла молодая пара. Мужчина показал на среднего размера дыню.

— Вот эту, пожалуйста, — и протянул банковскую карту.

Сергей взвесил дыню на электронных весах, а вот справиться с терминалом ему помог опытный Орхан.

Первая покупка у Шахиджаняна совершена! Почин положен. Правда, расстраивало то, что поторговаться не удалось. Покупатель даже не спросил, почем дыни.

На замечание, что в супермаркете арбузы стоят 10 рублей, а здесь 60, Орхан только улыбался:

— И сколько, уважаемый, покупатель арбузов пересмотрит, прежде чем выберет? Минут 20 на это уйдет. А у меня качество гарантированное. Потому и дорого.

Мимо проходят симпатичная девушка и солидный мужчина.

— Выбирайте арбуз, девушка. Вот такой, может, и вашему мужу понравится! — Сергей пытается завлечь покупателей. Ему вежливо кивают, но обходят стороной.

— Вы, уважаемый, совершаете ошибку. Так нельзя говорить, — опять объясняет Орхан. — Вот откуда вы знаете, что он ей муж? Ставите людей в неловкое положение. Ну как они у вас, уважаемый, тогда товар купят? Может, она его тайная любовь, а встречаются они только по вечерам на рынке?

Подходят трое мужчин азиатской внешности.

— Почем ваши арбузы? — спросил один из них, звонко шлепнув по самому красивому.

— По 59 рублей! — ответил без запинки Сергей.

— Дорого! — печально и хором произнесли потенциальные покупатели и пошли дальше. Это, кстати, был самый распространенный ответ на предложение купить арбуз.

Чуть позже Сергей подбил итоги торговли. Шесть штук за три часа продаж.

— В принципе, я доволен. С Федоровым у нас ничья получилась, — радостно констатировал Шахиджанян.

Оба корреспондента убедились на деле, что продать товар, даже вкусный и качественный, нелегко! К радости Шахиджаняна, цивилизованные рынки уже стали реальностью, но магазины «У Ашота» еще живы. И получается, что самый дешевый арбуз — в сетевых супермаркетах, а самый вкусный — по-прежнему на рынке, хотя и обойдется значительно дороже. Так что у москвичей сегодня есть выбор — или долго выбирать ягоду в магазине, или быстро — на рынке.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Немерюк, руководитель департамента торговли и услуг города Москвы:

— В среднем по Москве один килограмм арбуза будет стоить от 30 рублей, дыни — от 80 рублей. Цены на городских бахчевых развалах будут соответствовать средним городским. В сетевых магазинах можно найти дешевле — от 20 и 60 рублей за один килограмм соответственно. Продукцию привезут из Краснодара, Ростова и Астрахани, можно будет купить и дагестанские арбузы. Отмечу, что продажа бахчевых с земли, из железных сеток или грузовых машин незаконна. Продукция на таких торговых точках не проходит необходимую санитарную экспертизу, при этом арбузы могут впитывать в себя тяжелые металлы, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.

Сергей Шогуров, начальник госинспекции по недвижимости:

— Бахчевые развалы размещаются на основании схемы размещения, которая содержит адрес, вид, специализацию, размер площади места размещения и период размещения нестационарного торгового объекта. Торговые объекты со специализацией «Бахчевые развалы» выставляются ежегодно в период с 3 августа. За нарушения, допущенные при размещении нестационарных торговых объектов, в соответствии со статьей «Осуществление торговой деятельности, оказание услуг вне специально отведенных для этого мест», предусмотрены штрафы в размере до 5 тысяч рублей для физических лиц, до 10 тысяч — для должностных лиц и до 200 тысяч — для юридических.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ

Пожаловаться на нарушения и незаконные торговые точки жители могут в управу своего района или на горячую линию Госинс пек ции по недвижимости по телефону (495) 628-53-62.

ЦИФРА

240 бахчевых развалов открылось по всей столице 3 августа. Работать они будут до 1 октября.  

amp-next-page separator