Чтобы справиться с аллергенами, важно как можно чаще проветривать квартиру. На фото: Денис Платонов / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Эксперты рассказали почему москвичи берут еще больше кредитов на недвижимость

Общество
В июле текущего года жители столицы заключили на 74,5 процента больше сделок по ипотеке, чем за аналогичный период 2017-го. «ВМ» разобралась в тенденциях кредитования.

Колоссальный рост сделок по ипотекам на днях отметило управление Росреестра по Москве. Количество взятых кредитов на недвижимость в прошлом месяце превысило 8,5 тысячи, что на 27 процентов больше, чем в июне, и сразу на 74,5 процента выше показателей прошлого года. Тогда едва была преодолена планка в 3,6 тысячи договоров. Всего за период с января по июль в столице зарегистрировано более 46,5 тысячи ипотечных сделок.

– В первую очередь, это реакция на отмену участия в долевом строительстве, – считает старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Александра Бурдяк. – Сказывается смена условий на жилищном рынке. Финансирование с помощью дольщиков сходит на нет, и застройщики пытаются выжать из этой схемы последние преимущества. Плюс ко всему сказывается нестабильность с валютой. Это переход на новые рельсы.

Кроме того, Бурдяк называет и еще одну немаловажную причину внезапной тенденции: снижение ставок по ипотеке. У людей появляется возможность решить жилищные проблемы здесь и сейчас – в том числе и посредством ипотеки.

– Когда процент – хотя бы декларируемый – опустился ниже двузначных цифр, людям стало комфортнее чисто психологически, – утверждает доцент кафедры финансовых рынков Российского экономического университета имени Плеханова Лазарь Бадалов. – Отмечу, что обычный и ипотечный кредиты – это две разные категории. Человек, берущий просто потребительский кредит, стремится решить свои текущие проблемы. А вот тот, кто решается на ипотеку, уже обладает определенным доходом, имеет достаток и осознанно подходит к жизни. Это расход на перспективу, на развитие.

Страхование гарантирует выплаты при наступлении страхового случая, оговоренного в страховом полисе / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

При этом определенный страх, по мнению Бадалова, безусловно, остается. Ипотека – кредит долгосрочный, а потому всегда есть опасение по поводу будущих доходов, от которых напрямую зависит платежеспособность. Сказываются и нередко публикуемые в средствах массовой информации истории о заемщиках, потерявших в определенный момент из-за ипотеки практически все. Однако эксперты убеждены: главное – правильно рассчитать свои возможности.

– Мы видим, что из всех покупателей квартир только одна треть приобретает жилье напрямую, – рассказал «ВМ» президент Московской гильдии риелторов Сергей Жидаев. – Причем процент все время уменьшается. Это западная тенденция. Там все сделки происходят с использованием ипотечного кредита, который стоит два – два с половиной процента годовых. У нас ипотека всегда была дорогая, и лишь в последние годы правительство и президент обратили на это внимание.

Преодоление «потолка» в 10 процентов, по словам эксперта, сформировало некоторое спокойствие у потребителей. Население начинает понимать, что ипотечный кредит – это быстро и приемлемо.

– Покупают и жилье, и офисы, и какие-то коммерческие площади, – добавляет Жидаев. – В плане безопасности переживать не о чем. Центробанк призвал к тому, чтобы без первоначального взноса ипотеки не выдавали. Это необходимо как раз для того, чтобы не было того «пузыря», который образовался в США в 2008 году. Такая мера дает определенную гарантию общей стабильности.

Значимую роль играет и политика ценообразования на жилье в целом. По мнению главного экономиста Института фондового рынка и управления Михаила Беляева, стоимость квартир сейчас находится в низшей точке.

– Предполагается, что по мере развития экономики произойдет и рост цен на недвижимость, – считает он. – И люди хотят успеть реализовать свои возможности. Нельзя забывать и о мероприятиях в области укрепления финансовой дисциплины по выполнению застройщиками своих обязательств в отношении возведения жилых объектов. С людей снимаются риски, они понимают, что покупка жилья становится более надежной. А значит, туда можно идти с большей уверенностью.

Москвичка Наталья Ракчеева на фоне недостроенного дома в экогороде «Лесобережный» на территории Красногорска. Она приобрела там квартиры для своей дочери и сестры, заплатив за обе пять миллионов рублей / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Игорь Майданов, руководитель Росреестра по Москве:

- Вопреки летнему спаду деловой активности мы видим, что столичный рынок недвижимости продолжает ставить рекорды: в июле зарегистрировано более 8,6 тысячи ипотек и также более 8,5 тысячи договоров долевого участия на объекты жилого и нежилого назначения. Безусловное влияние на такой рост оказывает как курс государственного регулирования – доступность ипотеки и защита участников долевого строительства, – так и столичный строительный комплекс, насыщающий рынок необходимым объемом предложений.

Антон Дмитраков, генеральный директор одного из коллекторских агентств:

Так как в Москве безработица находится на очень низком уровне – порядка 0,4 процента от экономически активного населения, то для города проблема высокого риска невозврата ипотечных кредитов минимальна. За последние три года население уже адаптировалось к кризису, должники чувствуют себя спокойно и более-менее восстанавливают свою платежеспособность. Поэтому рост числа сделок по ипотеке в данном случае можно рассматривать как сигнал к тому, что рынок оживает. Люди начинают смело строить планы на срок от пяти лет и выше. То есть акцент планирования жизни смещается с каких-то первоочередных вещей на стратегические, долголетние планы. Знак, безусловно, благой. Не думаю, что в ближайшей перспективе эта новая парадигма изменится и как-то аукнется людям и экономике в целом. Да и не так уже сильно у нас закредитованы заемщики, особенно в сравнении с Европой. Например, в Бельгии этот показатель превышает российский вдвое.

amp-next-page separator