Разработку нового закона обсуждают все активные автолюбители / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Круглый стол: Экзамен не на смерть, а на жизнь

Общество
В сетевом вещании «Вечерней Москвы» эксперты круглого стола обсудили тему, волнующую большинство москвичей: как будут ужесточаться правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения.

Число аварий на наших дорогах постепенно снижается. Об этом свидетельствует неподкупная и объективная статистика. И все же, если оглянуться на европейских соседей, наша дорожная ситуация выглядит по-прежнему катастрофически. В мировом рейтинге безопасности дорожного движения Россия застряла где-то между Африкой и Индией. Главный контролер за дорожной ситуацией, ГИБДД, решила подкрутить гайки в механизмах процесса сдачи экзаменов перспективными водителями. А между тем новички за рулем, по данным той же статистики, наоборот, способствуют улучшению показателей безаварийного движения: в 2017 году по сравнению с 2016 годом — на 14,1%.

— Если коротко, то готов проект изменений некоторых правил сдачи экзаменов, — поясняет директор автошколы «Звездный мост» Василий Морозов. — Экзамен теперь будет проводиться только в городе. На площадке отменяется для всех, кроме категорий: А, А-1, М и В 1. А также при сдаче практического экзамена будет добавлен ряд специальных маневров.

С одной стороны, участники дискуссии согласны с необходимостью экзаменовать будущих водителей на городских улицах. Ведь ездить сразу после экзаменов им придется все-таки в городе. Но как же быть с угрозой создания аварийной ситуации прямо во время экзамена? Может быть, время нужно выбирать, когда машин на дорогах становится меньше.

— На самом деле ничего особенного при сдаче в городе экзамена не понадобится, — подключается к разговору Владимир Гургенян, директор Автономной некоммерческой организации профессионального образования. — ГИБДД разработает специализированные маршруты, определит наиболее подходящие для этого места, для тех же парковок и разворотов.   

Обучение — необходимое условие для комфортного передвижения в городе, отметила депутат Московской городской думы, председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Разработку нового закона обсуждают все активные автолюбители. Одна из главных причин в том, что с ужесточением сдачи экзаменов может появиться больше желающих просто купить права или предложить инспектору взятку.

— Обучение — это необходимое условия для комфортного передвижения в городе, — говорит депутат Московской городской думы, председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко. — Нужно менять программу обучения хотя бы потому, что время меняется. Когда мы учились вождению, нас заставляли даже строение автомобиля знать.

Те, кто не так давно прошли обучение на курсах автовождения, помнят, что авто приходилось укрощать только снаружи. Под капотом неспециалисту сегодня делать нечего, без специального университетского образования не разберешься. Но на смену старым требования уже спешат другие. При современных скоростных дорогах, сложных развязках и перекрестках требования к мастерству вождения растет. Но вместе с тем психологи отмечают, что у новичков-водителей стресс на дороге и в первые дни, и недели (у всех период адаптации разный) не пропадает, независимо от количества учебных дней за рулем. Ошибок первых поездок избежать не получается никому.

Обучение — необходимое условие для комфортного передвижения в городе, отметила депутат Московской городской думы, председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Нет такого инструмента, который может измерить уровень навыка. Более того, если даже экзаменуемый показывает очень хорошие навыки, это совсем не означает, что дальше он будет без проблем ездить, — объясняет директор автошколы «АвтоМир, инструктор-психолог Иван Костин.

Психология психологией, и все же без реальных уроков и экзаменов в городе о приобретении грамотных навыков вождения говорить не приходится. А вот еще одно интересное наблюдение за водителями-учениками. Оказывается, даже в процессе учебы вопрос безопасности езды в городе стоит очень остро.

— Изучая ситуации, возникающие на дорогах с нашими учениками, мы удивились, что бьют в основном нас, а не  мы, — делится опытом директор организации профессионального образования Гургенян. — За рулем с учеником, как правило, специалисты высокого класса. Очень многое зависит — и качество образования, и уровень безопасности во время обучения — от инструктора.

Да, человеческий фактор во многих аспектах играет главенствующую роль. И можно, конечно, перечислять иные причины дорожно-транспортных происшествий — качество дорожных покрытий, дорожной разметки, слабый уровень освещенности, но все же в 90% из 100 роковую роль на дороге играет человеческий фактор. И знаки дорожного движения, как правило, не замечают водители в силу того, что они на дорогу не смотрят. А смотрят, например, в свои смартфоны. Так считают эксперты, и многие водители с ними согласны.

Знания приходят от усердия, опыт копится с годами. К сожалению, культуру вождения, как ни учи, привить не всем удается. К сожалению, отсутствие культуры вождения нередко становится причиной дорожной аварии. Кстати, одну из причин улучшения ситуации на наших дорогах эксперты видят в появлении  вездесущих контролеров-видеокамер. Под угрозой штрафов нарушать и хулиганить стали значительно меньше. Трудно с этим не согласится, если вспомнить, как резко меняются на европейских дорогах наши водители, какими дисциплинированными они там становятся. В Европе шутить и хулиганить обходится куда как дороже! Поэтому, если ужесточение экзаменов на получение водительских прав повысит водительское мастерство, поможет накопить элементарный водительский опыт в реальных дорожных условиях, а также поднимет уровень водительской культуры, пусть ужесточают. Но для таких революционных перемен как минимум потребуется время, как максимум — искусственный интеллект. На этот мнении сошлись эксперты круглого стола.          

amp-next-page separator