Уважаемые читатели! Расскажите о проблеме, которая вас волнует, в письме и отправьте его на нашу электронную почту nedelya@vm.ru или на почтовый адрес редакции: 127015, Москва, Бумажный пр-д, 14, стр. 2, «Вечерка» Пожалуйста, не забудьте сделать на конверте пометку «Психологу» и указать номер своего / Фото: Дмитрий Захаров, «Вечерняя Москва»

Найти выход из непростой жизненной ситуации поможет психолог

Общество

Валентина Васильевна:

— Здравствуйте! Мне 66 лет, я москвичка. Мне сейчас очень нужен ваш совет. В последнее время я страдаю от глубокой депрессии. Случалась она у меня и раньше, но тогда я еще могла с ней бороться, а сейчас — не получается, сил нет. Я почти не сплю, часто плачу, заглушаю свое состояние легкими успокоительными средствами, но легче не становится. Что делать — не знаю. Идти в диспансер? Так ведь, боюсь, поставят на учет, а в поликлиниках психотерапевтов не стало...

Вообще-то у меня много причин для депрессии: тяжелая смерть мамы, сын-инвалид, отсутствие личной жизни, да и друзей верных нет, кому можно было бы поплакаться...

Я лежала в клинике неврозов, после этого на какое-то время наступило облегчение, но потом, к несчастью, все началось снова. Признаюсь, ночами, когда не спится, в голову лезут страшные мысли. И не к кому обратиться. Была в храме — увы, не помогает... Вечером на меня наваливается «мешок» безысходности и отчаяния. Я отдаю себе отчет в том, что это уже серьезно, что ситуация может зайти слишком далеко и может случиться непоправимое...

Помогите, пожалуйста, хотя бы словом. Не сообщаю своего адреса и фамилию, потому что не хочу, чтобы соседи знали о моих проблемах.

Уважаемая Валентина Васильевна, по тому, как вы описываете свое состояние, оно действительно похоже на депрессию. Однако только врач может поставить точный диагноз. Вы упоминаете, что лежали в клинике неврозов, но облегчение было временным. Вероятно, вы не смогли до конца проработать наиболее травматичные события жизни, и их последствия продолжают разрушать вас изнутри. Происходит потеря жизненных ценностей, растет тревога, будущее представляется пугающим и безысходным. Вы говорите, что были в храме, но и это не помогло. Однако мало просто зайти в храм. Вам стоило бы поговорить со священником, а еще лучше — найти себе духовника. Написав это письмо, вы сделали первое, что необходимо было сделать: внимательно отнеслись к своим чувствам и переживаниям и, заметив неладное, обратились за помощью. Очень важно, что вы хотите выйти из этого состояния. Вы пишете о тяжелых мыслях и боитесь, что «может случиться непоправимое». Могу предположить, что вы говорите о суициде. Вам сейчас очень тяжело. Однако это не значит, что вы находитесь на краю и выхода нет. Такие мысли могут появиться у человека, когда есть острое ощущение, что жизненные силы закончились, нет способов освобождения от груза навалившихся проблем, а главное — нет желания что-либо делать и как-то менять свою жизнь. И мысль о смерти кажется единственно возможным выходом. Однако сам факт смерти не гарантирует избавления от страданий. Возможно, как раз наоборот — обрекает на страдания вечные.

В тот момент, когда мысль о прекращении жизни начинает казаться правильной, важно вспомнить, что каждый из нас смертен. Так стоит ли искусственно приближать этот момент, ломиться в ту дверь, за которой нас пока не ждут? Мы не знаем, что будет завтра с нами, не знаем, чего ждать от жизни. И пассивное ожидание может страшить. Но если мы решаем идти дальше, то уже не просто живем в ожидании неизвестного будущего, а переходим в активную позицию, поскольку, пока мы живы, мы можем не только ждать чего-то от мира, но и что-то отдавать ему, обретая смысл существования. У нас появляется шанс что-то еще сделать для себя и других, чем-то еще наполнить жизнь и оставить в этом мире после себя что-то хорошее и светлое. Пока есть жизнь. Смерть же — процесс необратимый...

Депрессия — это определенный указатель, она словно обращается к человеку с требованием что-то изменить в жизни, чтобы вернуться к ощущению ее ценности. Как я уже говорила, только врач может поставить диагноз и обеспечить необходимое лечение. Я бы рекомендовала обратиться к врачу психиатру по месту жительства. Это не должно вызывать у вас тревоги — карательной психиатрии у нас нет, а вот помощь вы получите. Однако вам необходима и личная психотерапия, чтобы проработать тяжелые жизненные моменты, включая смерть мамы и болезнь сына. За бесплатной очной психологической и психотерапевтической помощью вы как жительница Москвы можете обратиться в Московскую службу психологической помощи. Запись на прием осуществляется по телефону (499) 173-09-09. Или можете позвонить на телефон экстренной психологической помощи 051 (с мобильного — 8 495 051), где помощь психолога анонимна, бесплатна и доступна круглосуточно.

Многое вы можете сделать для себя и сами. Позвольте себе небольшой, но полноценный отдых, выспитесь. Это даст вам эмоциональную передышку, и станет легче. Находите возможность для позитивных переживаний. Их дает общение с природой, забота об окружающих. Обратите внимание на тех, кто рядом, — близкие, знакомые, соседи. Попросите их о поддержке. Приходите на помощь сами. Наведите порядок дома, уберите все, с чем связаны неприятные ассоциации, и оставьте то, что радует. Вспомните моменты, когда вы чувствовали себя сильной, преодолевающей трудности. Попробуйте мысленно восстановить это состояние. Подумайте, что важного и ценного было в вашей жизни. А это точно было и непременно будет еще, если вы сами так решите.

КАК БЫТЬ

Знайте, что депрессия словно обращается к человеку с требованием что-то изменить в жизни, чтобы вернуться к ощущению ее ценности.

Иногда жизнь ощущается как невыносимо тяжелая, и встает выбор между ней и смертью. Но стоит помнить, что смерть — процесс необратимый, а жизнь всегда дает шанс что-то изменить и переиграть.

Когда сложно справиться самостоятельно, необходимо обратиться за духовной, медицинской и психологической помощью.

СПРАВКА Лариса Пыжьянова, кандидат психологических наук, практический психолог, специалист в области экстремальной психологии. Более 10 лет работала в Центре экстренной психологической помощи МЧС России. В 2007 году стала начальником отделения «Горячая линия», в 2014-м — замдиректора центра. Занималась организацией автоматизированной информационной системы «Психолог», объединившей психологов МЧС по всей стране. Как психолог участвовала в ликвидации более 45 чрезвычайных ситуаций. Автор 20 научных и научно-популярных статей и публикаций.

amp-next-page separator