В области постоянно проводятся профилактические рейды ГИБДД / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Штрафы в один клик: чего стоит опасаться автомобилистам

Общество

Мелкие штрафы российских автомобилистов хотят взыскивать в упрощенном порядке. Такая инициатива заложена в новой редакции закона «Об исполнительном производстве». «Вечерняя Москва» спросила экспертов, какие подводные камни заложены в «простом» механизме списывания долгов водителей.

Под пристальное внимание авторов инициативы попали штрафы на сумму до трех тысяч рублей, которые вынесены по снимку с камеры. По нынешней схеме после 70 дней с момента постановления возбуждается исполнительное производство о взыскании денег. В обновленной версии Федеральная служба судебных приставов будут уведомлять должника «о приведении исполнительного документа к исполнению» письмом или по sms. При этом исполнительное производство возбуждено не будет. Через двое суток после получения уведомления в банк поступает документ, который дает право списать задолженность в придачу с исполнительским сбором. Его минимальная сумма составляет одну тысячу рублей. Если в течение 20 дней по каким-то причинам штраф взыскать не удается, допускается возбуждение исполнительного производства. По некоторым данным, новую схему могут утвердить уже в 2019 году.

Максимальные концентрации были отмечены около автотрасс / Фото: Елена Горбачева, «Вечерняя Москва»

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин данную инициативу оценил скептически.

— Считаю это решение ошибочным и порочным, — заявил он в разговоре с корреспондентом «ВМ». — Оно не приведет ни к каким позитивным результатам, кроме упрощения работы судебных исполнителей. Взыскивать долги не должно быть просто: это значит, что процедура проводится по закону в соответствии с установленным порядком. Введение новой схемы взыскивания штрафов может привести к оттоку средств со счетом в банках. Закон не способствует мотивации людей пользоваться электронными платежами. Эта инициатива не будет способствовать ни безопасности дорожного движения, ни государству. А вот в плане рационального использования современных средств платежа мы сделаем шаг назад.

Операция «Нетрезвый водитель» проводится в связи с тем, что за 9 месяцев 2018 года в ЦАО зарегистрировано 327 дорожно-транспортных происшествий / Фото: Александр Нестеров, «Вечерняя Москва»

Автоюрист Георгий Холманский видит в новой схеме взыскивания мелких штрафов «поле для злоупотребления в отношении, возможно, ни в чем не повинных граждан».

— Упрощение процедуры не направлено на гарантию защиты прав автомобилистов. Оспорить штраф гражданин в любом случае может, это право ему гарантировано государством. Другое дело, будет ли он этим заниматься, учитывая незначительный размер штрафа. Как раз в этом и кроется опасность. Данная законодательная инициатива не продумана и содержит в себе ряд подводных камней. Один из них — сроки для добровольного погашения задолженности. Предусмотренных двух дней для этого недостаточно. Самый главный момент — каким образом будет соблюдаться контроль за данными операциями? Да, существуют и органы прокуратуры, и начальники конкретных подразделений. Но как чисто технически уследить за этим массивом платежей? Одно дело, когда пристав возбуждает исполнительно производство, выносит об этом соответствующее постановление, уведомляет об этом должника, вносит все это в базу. А при такой схеме этого никто не увидит. Деньги просто спишут, и все. При предложенном подходе несколько ломается весь установленный порядок работы государственного органа с гражданами. Он становится непрозрачным и более репрессивным.

amp-next-page separator