Исторический кадр: линия по выпуску шоколадных конфет фабрики «Красный Октябрь» в новом, только открывшемся производственном корпусе на площадке холдинга «Объединенные кондитеры» / Фото: Григорий Сысоев/ТАСС

История сладкой жизни

Общество
Чай со сладостями — что может быть приятнее в холодный зимний вечер? И то и другое уже много лет производится в Москве. В этом номере мы продолжаем серию публикаций о необычных фактах из истории известных столичных производителей, чьей продукцией гордится город.

Фабрику «Красный Октябрь» найти нетрудно: праздничный конфетный аромат окутывает вас, кажется, уже с самого выхода из метро «Красносельская».

— Сюда, на Малую Красносельскую улицу, производство переехало в 2007 году, — объясняет корреспонденту «Вечерки» Марина Жданович, заместитель директора музея истории шоколада и какао «МИШКа». — Теперь две фабрики — кондитерский концерн «Бабаевский» и «Красный Октябрь» — одна команда, а ведь были времена, когда они жестко конкурировали.

В 1851 году на Арбате начала работу мастерская по изготовлению конфет немца Фердинанда Теодора фон Эйнема, который одним из первых начал выпускать в России твердый шоколад.

А соперником стала кондитерская Абрикосовых (с 1922 года им. Бабаева), изначально специализировавшаяся на производстве пастилы и мармелада.

— Для детей Абрикосов придумал выпускать обернутых в цветную фольгу шоколадных зверюшек и птичек — украшать ель на Рождество.

Впрочем, Эйнем и его новый компаньон Юлиус Гейс не отставали, — продолжает Марина, демонстрируя старинные конфетные коробки в виде копилок и шкатулок, ради которых не грех было купить очередное лакомство.

А когда мастерская Эйнема расширилась до масштабов фабрики и переехала на Софийскую, а затем и Берсеневскую набережную, то и там партнеры отличились и создали работникам такие условия труда, что никто из конкурентов с ними не мог сравниться.

У товарищества «Эйнем» была своя парикмахерская, где фабричные девушки делали маникюр и прически, столовая, комфортабельное общежитие. После революции фабрика была национализирована и переименована в «Красный Октябрь», но эти традиции сохранила.

— В суровые 40-е «Красный Октябрь» переориентировался на военный лад, — рассказывает Жданович. — На фабрике начали выпускать шоколад для солдат, который из-за дефицита сахара делали на обжаренной муке, и горький шоколад с орехом «Кола» для летчиков и подводников. Кроме этого, был организован спеццех № 6 по выпуску военной продукции: сигнальных шашек для флота, пламегасителей для пушек, а также освоен выпуск концентратов каш.

Еще один интересный экспонат тех лет — металлическая форма для отливки шоколадного шара, в войну их называли «бомбочками».

— Сохранился фильм о визите в нашу страну госпожи Черчилль в 1945 году, — говорит Марина. — На пленке запечатлен момент, как она берет в руки «бомбочку», разворачивает фольгу, достает из шара брошь и прикалывает ее себе на костюм! В 2002 году фабрика «Красный Октябрь» наряду с Бабаевской вошла в холдинг «Объединенные кондитеры», а последние 5 лет производство располагается в современном семиэтажном здании с высокотехнологичными линиями. Объемы и ассортимент продукции выросли, сегодня любимые многими поколениями конфеты поставляются не только по РФ, но и за рубеж.

Удивительные люди, которые подарили нам любимые конфеты

Славная история «Красного Октября» — это также история людей, внесших свой вклад в развитие фабрики. Основатель, немецкий кондитер Фердинанд Теодор фон Эйнем приехал в Россию в 40-х годах XIX века. Сначала он зарабатывал себе репутацию в Петербурге, выпекая пирожные и торты для великих княжон, а уже потом перешел к шоколаду.

Первые шоколадные конфеты Эйнем изготавливал и продавал в кафе, он снял комнату на Арбате и нанял четырех помощников. Уже после смерти Фердинанда Теодора его компаньон Юлиус Гейс построил знаменитый производственный комплекс на Берсеневской набережной. Это событие стало новым этапом в развитии фабрики.

Директором фабрики в годы Великой Отечественной войны стал Владимир Гуляев. Благодаря ему фабрика «Красный Октябрь» смогла в сжатые сроки перестроить производство на военный лад. Вместе с технологами он изменил рецептуру конфет, которые из-за дефицита сахара невозможно было выпускать по прежним технологиям.

С начала 1950-х годов до перестройки «Красным Октябрем» руководила Анна Гриненко. Она изменила мнение скептиков, считавших, что женщине не место у руля огромного предприятия, и вывела фабрику в авангард советской кондитерской отрасли. При ней апробировалось новое оборудование и разрабатывались оригинальные рецептуры.

Директором фабрики в тяжелые 90-е годы стал Анатолий Даурский. Во многом благодаря его смекалке фабрике удалось удержаться на плаву в эпоху перестройки. Например, когда технологи не смогли больше закупать засахаренные ананасы для сливочной помадки, Анатолий Даурский предложил выращивать морковь на фабричном огороде и делать цукаты из нее.

СПРАВКА

После переименования предприятия в 1919 году «Красному Октябрю» было необходимо сделать так, чтобы новое название закрепилось в сознании покупателей. В Москве появились рекламные плакаты, текст для которых писал Владимир Маяковский. «Я ЕМ/Печенье фабрики «Красный Октябрь»,/Бывшей ЭйнЕМ./Не покупаю нигде,/Кроме/Как в Моссельпроме».  

amp-next-page separator