Взять собаку в дом из приюта и ужиться с животным удается не всем
Работники приютов и волонтеры знают: подобранных на улице или взятых из приюта животных новые хозяева нередко возвращают назад. Почему так происходит и много ли сил и времени надо потратить, чтобы пес прижился в доме, корреспондент «Вечерки» решила узнать у москвички Серафимы, которая стала хозяйкой уличного пса и не пожалела об этом.
Когда в калитку тренировочной площадки входит фигурант (человек в специальной экипировке, обучающий собак защитно-караульной службе. — «ВМ»), шесть собак заливаются дружным лаем. Седьмая, большая дворняга Джек, элегантно скрещивает передние лапы и кладет на них большую лохматую голову. «Что зря лаять-то?» — спрашивают его глаза, которые не видят в инструкторе никакой угрозы. Хозяйка Джека — 19-летняя Серафима — таким поведением пса ничуть не огорчена: уж она-то как никто знает, насколько спокойная и рассудительная у нее собака.
Серафиме было 14, когда во дворе ее дома появились две бродячие собаки: сука и кобель. Как и любой нормальный подросток, девушка тянулась к животным.
В первый раз она погладила дворняжек, во второй вынесла сосиску, припрятанную с обеда, — так и подружились. Собаки провожали ее до дома, преданно ждали у магазина, в общем, ходили за ней по пятам.
Время шло к зиме, когда стало понятно, что у суки будут щенки. На некоторое время она пропала, а кобель все так же сопровождал Серафиму на прогулках и в походах до продуктового. При этом он не был навязчив, просто всегда держался рядом. Он, как дисциплинированный пешеход, ни разу не перебежал дороги на запрещающий сигнал светофора: вместе с Серафимой терпеливо дожидался на тротуаре, когда загорится зеленый… Вскоре вернулась подруга Джека: она принесла щенков на детской площадке. Пес начал охранять эту территорию, никого не подпуская к собачьей семье. Жители района пожаловались, и всех собак отловили, поместив в один из муниципальных приютов. Раздобыв контакты волонтеров, Серафима начала обзванивать местные приюты и в одном из них ей ответили, что черного пса — ее Джека! — можно будет забрать через месяц.
— И хотя родители не планировали заводить собак, я почему-то была уверена, что для этого пса они обязательно сделают исключение, — вспоминает Серафима.
В отличие от других дворняжек, которые с радостным визгом кинулись к новому человеку, Джек никак не отреагировал на ее появление.
Пес смирно сидел в клетке, внимательно смотрел на Серафиму, всем своим видом как будто говоря: «Я знал, что ты за мной придешь».
Серафиме и ее домашним повезло: бывший уличный пес не разнес в пух и прах их небольшую квартиру, быстро привык к ошейнику и поводку, но кое-какие слабости бродячей собаки у него все-таки остались.
И главной из них были коты. Завидев хвостатого Ваську, Джек ракетой срывался с места, волоча за собой на поводке Серафиму. Чтобы скорректировать поведение пса, Серафима решила начать дрессировать Джека.
— Я всегда хотела участвовать со своей собакой в различных соревнованиях. Конечно, я мечтала об овчарке или добермане, — смеется Сима, поглаживая Джека по голове. — Особой надежды на то, что я добьюсь хоть каких-то успехов, дрессируя дворняжку, у меня не было, зато был энтузиазм.
На то, чтобы он стал послушным и правильно выполнял команды, потрачено огромное количество сил и времени.
Первые два года Серафима занималась с собакой по 2–3 раза в день. Результаты не заставили себя ждать. Уже через год Джек и Серафима сдали норматив «Управляемая городская собака», за что и получили свою первую награду. С того времени они постоянно участвуют в различных соревнованиях, в том числе и по аджилити — вид спорта, который был изобретен в Англии в конце 1970х и становится все более популярным среди московских владельцев собак. Животным приходится преодолевать различные препятствия: барьеры, горки, тоннели. Большое внимание судьи уделяют чистоте прохождения трассы.
Та собака, которая прошла быстрее всех, но сделала много ошибок, скорее всего, окажется в конце списка.
Джек проходит трассу не так быстро, зато чисто. В последние несколько лет практически все первые места в городских соревнованиях начального уровня принадлежат ему.
Подходит инструктор и прерывает наш разговор: пора отрабатывать упражнения по защите хозяина и охране вещей. Он просит Серафиму повернуться лицом к Джеку, а сам начинает заходить со спины девушки, делая в сторону пса резкие выпады. Собака мгновенно преображается: рычит, рвется с привязи, чтобы защитить хозяйку.
Через какое-то время инструктор удовлетворенно произносит: «Хорошо!» — и начинает объяснять хозяйке, над чем следует еще поработать, чтобы Джек быстрее освоил премудрости защитно-караульной службы.
Серафима признается: она не уверена, что Джек сможет осилить эту науку так же успешно, как сделала бы это породистая собака, от рождения обладающая охранными качествами. Но в любом случае занятия пойдут ему на пользу.
— Занимаемся мы этим с Джеком всего пару месяцев, но, как видишь, прогресс уже есть, — говорит хозяйка Джека.
Серафиме, конечно, хотелось бы, чтобы Джек стал настоящей служебной собакой, поскольку девушка собирается связать свою жизнь с военной кинологией. Но даже при всех очевидных плюсах характера Джека, это невозможно. Во-первых, служебная собака должна уметь делать определенные вещи, которым ее обучают с щенячьего возраста, например поиск людей, взрывчатых или наркотических веществ. Во-вторых, собака не должна отвлекаться на внешние раздражители.
— К сожалению, мой Джек отвлекается на все! — смеется Сима. — На котов, на крыс, на белок. Поскольку он взят с улицы взрослым псом, понимаю, что отучить его от этого уже не получится. Мы на котов-то только недавно научились не реагировать.
Джек возмущенно фыркает: дескать, погоди, хозяйка, еще увидишь, на что я способен!
Пока мы с Серафимой шли к метро, Джек спокойно трусил рядом, приподняв одно ухо, как будто подслушивая наш разговор.
— А знаешь, меня все в нем устраивает, — говорит Серафима. — Он прекрасный пес, да, не бельгийская овчарка малинуа, но для меня он самый лучший! Нас с Джеком часто приглашают выступать на различных мероприятиях, посвященных бездомным животным, чтобы люди видели, каким умным, добрым и послушным может быть бывший уличный пес.
Пусть у Джека пока не получается стать настоящей служебной собакой, зато он прекрасно освоил роль психолога. Серафима и Джек — частые гости в реабилитационных центрах, где они общаются с пациентами, развлекают их, демонстрируя различные трюки. Особенный успех Джек имеет, выполняя смешную команду «Нос!»: пес поднимает уши и тычется влажным носом в ладонь девушки.
А дети просят Джека повторять «на бис» его коронный номер «Зайка!». Добрый пес и не думает отказываться.
Работа «на публику» требует от собаки, пожалуй, большего психологического напряжения, чем упражнения на площадке, но Джек, похоже, это за нагрузку не считает.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Полижаевский, кинолог:
— Если вы решили взять собаку из приюта, при первой встрече обратите внимание на ее поведение. Прекрасно, если собака контактна, не проявляет агрессию, без опаски берет лакомство у вас из рук. Если же пес забивается в угол, прижимает уши, поджимает хвост, то, скорее всего, у животного большое количество страхов, избавиться от которых будет очень непросто: такие собаки сложнообучаемые. Впрочем, поведение любой собаки будет зависеть от того, сколько сил вложит хозяин в ее воспитание. И еще один совет: решив взять собаку из приюта или с улицы, не ждите, что животное в благодарность за это сразу полюбит вас. Любовь еще надо заслужить.