Отбор в особые отделы был жесточайшим / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

Контрразведчики отмечают столетний юбилей

Общество

19 декабря отмечается День военной контрразведки. Ровно сто лет назад, в 1918 году, во Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) РСФСР были созданы особые отделы. «Особисты» до сих пор ловят шпионов, выявляют преступников, которые продают иностранцам государственные секреты за большие вознаграждения или другие блага.

В царской армии похожий отдел был образован еще в 1911 году, но после Великой Октябрьской социалистической революции большое внимание стали уделять строительству нового социалистического государства, а также армии и отдела, который коснется защиты государственных интересов.

— Отбор в особые отделы был жесточайшим, — отмечает кандидат исторических наук Юрий Ладехин. — Новое правительство требовало, чтобы люди, служившие там, были обязательно членами РКП(б) (Российской коммунистической партии большевиков, впоследствии переименованной в КПСС). При этом партийный стаж кандидатов требовался выше, чем в других органах власти.

Первым руководителем «особистов» назначили Михаила Кедрова, который был членом Военной коллегии Народного комиссариата по военным делам. Особые отделы отличились вначале в годы Гражданской войны, когда контрразведчики ликвидировали большое количество заговоров против советской власти. А в ноябре 1920 года им передали функции по охране государственной границы РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).

А самым серьезным испытанием стала для «особистов» Великая Отечественная война. В апреле 1943 года было создано легендарное структурное подразделение «СМЕРШ», названное по лозунгу «Смерть шпионам». Подразделение подчинялось непосредственно Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину, а возглавил его заместитель Комиссариата внутренних дел Виктор Аббакумов. Серьезное внимание уделяли шпионам вражеских разведок, а также выявлению лиц, сотрудничавших в оккупации с фашистами. Название подразделения вводило в ужас не только врагов, но и многих жителей страны.

После войны «СМЕРШ» занимался фильтрацией солдат, возвращающихся из плена. Подразделение было расформировано в 1946 году.

Мне посчастливилось общаться с одним из людей, служивших в «СМЕРШе». Это Илья Михайлович Кузнецов. Еще во время Великой Отечественной войны он окончил годичную школу контрразведки, после распределения которой попал служить следователем в белорусский город Мозырь.

Илья Михайлович Кузнецов служил в «СМЕРШе» / Фото: Андрей Объедков, «Вечерняя Москва»

— Сотрудников в местном отделе НКВД мало, а вот бендеровцев и просто скрывающихся от возмездия правосудия изменников Родины много, — вспоминает Кузнецов.

На работе пропадали по 17 часов, часто были засады по лесам.

— Как-то получили мы информацию о банде «Ворона», — рассказывает Илья Михайлович. — Шли под проливным дождем, проходим село, а у крайней хаты стоит бледный хозяин и шепчет: «Банда была сегодня здесь, отправилась в Ясини».

Ее предстояло перехватить по пути. И вот вскоре послышался плач канарейки. Для чекистов это был знак: ведь птица практически никогда не проявляет себя во время дождя: значит, рядом банда. Вскоре появились вооруженные люди. Им предложили сдаться, но эффект неожиданности не дал никаких результатов — бандитам нечего было терять, и они начали стрелять. Когда закончились патроны — вступили в рукопашный. Живыми задержали нескольких человек. У одного из них на щеке оказалась метка. Это самый главный — Ворон. Но он молчит и только издевательски смеется в глаза лейтенанту Кузнецову. А ведь он должен был получить весточку из-за рубежа.

Пришлось идти другим путем. Изучив всех задержанных, выяснили, что среди них есть Белаш, который уже неоднократно ходил на встречу с агентами.

— Даем тебе шанс, — предложил лейтенант Кузнецов. — Мы виделись с твоей матерью и женой. Они ждут тебя.

Глаза мужчины засветились, и было видно, что ради родных он готов загладить свою вину ценой крови.

Встреча с одним из связных прошла удачно, предстояла вторая. Теперь Белашу необходимо было передать пакет банде Усташа, наводившей ужас и страх на весь район. После этого задания чекисты обещали подумать об изменении вида наказания. А когда он пришел в банду — его сожгли заживо на костре. Оказывается, один из наблюдателей заметил его у здания Комитета государственной безопасности. Правда, банду удалось ликвидировать, но ценой смерти человека, перешедшего на сторону противника.

Этот случай очень повлиял на Илью Кузнецова, который решил бороться с несправедливостью, да так и остался до самого конца служить в органах внутренних дел.

Контрразведчик Илья Михайлович Кузнецов / Фото: из личного архива Ильи Кузнецова

Уже в 1954 году было создано Третье управление КГБ, которое стало преемником особых отделов. Впоследствии его назвали Главным управлением КГБ.

В советское время «особисты» работали в каждой воинской части. Большую роль они играли в военном конфликте в Афганистане, участвовали в секретных операциях против моджахедов. А после распада Советского Союза — во многих вооруженных конфликтах.

Хотя мы сейчас живем в совершенно другой стране, главная задача контрразведчиков остается все той же: безопасность нашей страны.

amp-next-page separator