1904 год. Группа айнов в традиционных костюмах. Сейчас в Японии айнская культура превращена в этнографический театр / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Хозяева Курил: кто такие таинственные айны

Общество
Острова Курильской гряды стали камнем преткновения: Япония оспаривает права на них у России. Но когда- то истинными хозяевами этих земель были айны.

Древнейшим народом, обитающим на территории Японии, являются айны, и это не предки современных японцев. Об истории этого уникального народа корреспондент «Вечерки» говорила с этнографом, редактором журнала Cultural Anthropology and Ethnosemiotics, автором книги «Курильско-Камчатский диалект айнского языка» Александром Акуловым.

Уйдем на Север

— Дземонские люди, которые были прямыми предками айнов, обитали на всех японских островах. Постепенно на эти территории приходили и другие древние племена. И часть айнов участвовала в складывании японского этноса, часть мигрировала на север, оставаясь самобытным народом, о котором и пойдет речь, — начал погружение в историю Александр.

Представители этого народа были светлокожими, мужчины с густой растительностью на лице и глазами без нависающего века (свойственного всем азиатам), женщины носили черную вытатуированную улыбку. Последняя означала половозрелость девушки. Японцы считали все это дикостью и боролись с татуировками. Кстати, раньше японцы называли этот народ креветочными варварами.

Самые первые

Айны появились на островах Японского архипелага, видимо, oкoлo 15 тыcяч лeт нaзaд и coздaли одну из древнейших керамических традиций в мире — керамику дземон (которая, возможно, связана с керамикой, обнаруженной недавно в Китае. Ее возраст оценивается примерно в 20 тысяч лет).

— Зeмлeдeлиeм aйны нe зaнимaлись, кopмились зa cчeт oxoты, coбиpaтeльcтвa и pыбнoй лoвли, в отличие от японцев, которые занимались земледелием, — провел сравнение эксперт.

Kpупныx пoceлeний у aйнoв никoгдa нe cущecтвoвaлo.

Си Котан

Все названия островов Курильской гряды были даны именно айнами, некогда заселявшими эти территории.

— Если обратиться к названию каждого острова по отдельности, то расшифровать их можно только на айнском языке. Кунашир в переводе с айнского означает «черный остров». И действительно, он покрыт хвойным лесом, и при подходе с моря кажется темным. Шикотан (по-айнски «Си Котан») переводится так: Си — большой, Котан — это населенный поселок. И в Малой Курильской гряде этот остров действительно самый крупный, — говорит Александр.

Рыжие пришли

В 1777 году иркутский торговец Дмитрий Шабалин смог привести в русское подданство полторы тысячи айнов на Итурупе, Кунашире и на Хоккайдо.

— Русские порядки были мягче японских, и русские не занимались мелочным контролем повседневной жизни айнов, не вырывали их из привычной среды, — подтвердил этнограф.

Несмотря на самоуправство некоторых купцов и казаков, защиты от японцев айны искали именно у России. Возможно, бородатые большеглазые айны увидели в пришедших к ним людях союзников, резко отличавшихся от живших вокруг монголоидных племен. Ведь внешнее сходство наших землепроходцев и айнов было просто поразительным. Оно обмануло даже японцев: в их первых сообщениях русские упоминаются как «рыжие айны»…

Айнские корни

Но все-таки, кто такие айны, к какой расе они принадлежат?

— По своему антропологическому типу айны сближаются только со своими непосредственными предками — людьми периода Дземон. Если обратиться к популяционной генетике, то можно увидеть, что айны родственны аборигенам Андаманских островов и народам, говорящим на сино-тибетских языках. Данные популяционной генетики и лингвистики подкрепляются и данными культурной антропологии: орнаменты на айнском текстиле напоминают орнаменты на бронзовых предметах культуры Шан-Инь (существовавшей в Китае примерно с 1600 по 1027 год до н.э.), — рассказал исследователь.

Так что айны — это реликт достаточно многочисленной популяции.

По-японски

После Русско-японской войны (27 января 1904 — 23 августа 1905), когда Южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто, старые японские порядки вернулись вновь. Всем айнам присвоили японские фамилии, а молодежи — японские имена.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году именно как японские подданные айны попали под репатриацию.

— По моим данным, на Хоккайдо сейчас проживают около 25 тысяч айнов. В других частях Японии — тысяч пять-шесть. Часть живет в Токио и префектуре Тиба. Но людей, которые могут говорить на айнском языке, два процента. А в России 100–150 айнов.

Сейчас в Японии айнская культура превращена в свое образный этнографический театр.

СПРАВКА

В сентябре 1945 года в Сан-Франциско состоялась конференция, положившая конец Второй мировой войне. На ней решалась судьба разгромленной Японии. Там была написана новая глава истории Курильских островов — Токио подписал документ, в котором черным по белому значилось: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Но дело в том, что Курильские острова в этом договоре абсолютно обезличены, то есть не указано конкретно, какие острова считаются Курильскими. На этом основании японская сторона заявляет, что при подписании Сан-Францисского договора не считала Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир Курильскими островами. В 1951 году Япония сделала заявление, что острова Хабомаи и Шикотан являются частью острова Хоккайдо, а не Курил и были оккупированы СССР в одностороннем порядке. Позднее японцы отнесут к Хоккайдо острова Итуруп и Кунашир.

amp-next-page separator