Екатерина Страхова представляет беспилотник, разработанный столичными конструкторами из НАМИ и инженерами КамАЗа на международной выставке коммерческого автотранспорта в Москве / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Машина умного времени

Общество
Тему становления умного города обсудят эксперты на одной из дискуссионных площадок Российского инвестиционного форума. «ВМ» узнала, как эту программу реализует Москва.

Те столичные проекты, которые еще каких-то пять-семь лет назад казались только теорией, сегодня пополняют список умных достижений Москвы. В частности, программа «Информационный город», завершенная в столице в прошлом году, сделала удобнее жизнь москвичей в разных сферах.

До чего дошел прогресс Бумажная бюрократия оказалась не такой уж непобедимой, какой казалась раньше. Примером тому служит официальный сайт мэра Москвы, который объединил в себе и информационный ресурс, и портал госуслуг, и платформу для обращений в адрес столичного правительства. На телефоны единого контакт-центра, взявшего «под свое крыло» все диспетчерские службы, в год поступают десятки миллионов звонков. Обращения обрабатываются с помощью системы распознавания речи.

Школьные ранцы за последние годы стали заметно легче благодаря «Московской электронной школе» — единой образовательной среде, содержащей методические материалы для учителей и учебные пособия для школьников. Спрятать от мамы дневник или переправить оценку в журнале с тройки на пятерку больше не получится — вся информация доступна родителям в электронном виде.

Каждая поликлиника сегодня включена в Единую медицинскую информационно-аналитическую систему, упрощающую ведение врачебной доку ментации. Большинство пациентов записываются на прием по цифровым каналам.

Рассказы о «Большом Брате» становятся реальностью. Но московский «Большой Брат» на нашей стороне: 167 тысяч камер, установленных во дворах, в парках, на поликлиниках и объектах торговли помогают правоохранителям и гражданам устанавливать справедливость.

Чтоб сказку сделать былью На смену программе «Информационный город» пришла программа «Умный город», которую планируется реализовать к 2030 году.

— Умный город — это город, ориентированный на жителей, способный предоставлять им значительную часть своих возможностей в любое время суток, — говорит заместитель руководителя столичного Департамента информационных технологий Алексей Чукарин.

Стратегия становления умной столицы — это толстый документ, содержание которого, как в свое время программа «Информационный город», кажется футуристичным, но автоматизация производства, использование в сферах образования и здравоохранения технологий искусственного интеллекта, пожарные и полицейские дроны-беспилотники — это уже планирование. И реализация столь масштабной концепции средствами одной городской казны вряд ли возможна.

— Мы в принципе не рассчитываем на то, что стратегия будет реализовываться только городом, — отмечает Чукарин. — Последние несколько лет мы очень активно сотрудничаем с представителями бизнеса. Это не только сотовые операторы, но и представители банковского сектора, инвестиционных фондов, инновационных компаний.

На этапе формирования рядовые москвичи оставляли свои предложения и комментарии к стратегии «Умный город — 2030» на краудсорсинговой площадке правительства Москвы crowd.mos.ru — более 3,5 тысячи человек высказали свыше 2 тысяч идей.

Программа «Умный город» рассчитана до 2030 года, а значит, молодому поколению нужно уже сейчас вникать в суть мегаполиса будущего. Для этого регулярно проводятся «Школы умного города» — цикл лекций, призванных рассказать школьникам об IT-технологиях и расширить их кругозор.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

1457 зданий школ подключены к проекту «Московская электронная школа».

2 миллиона записей к московским врачам происходит через Единую медицинскую информационно-аналитическую систему.

53 миллиона раз пассажиры наземного транспорта столицы подключились к городскому беспроводному интернету.

30 электромотоциклов находится на вооружении сотрудников столичного Управления ГИБДД.

251 энергосберегающий светильник, способный автоматически менять яркость света в зависимости от времени суток, установлен в смарт-квартале в Марьине.

50 коммерческих компаний и государственных корпораций приняли участие в обсуждении стратегии «Умный город — 2030» с горожанами на этапе ее формирования.

400 тысяч патентов на работу иностранных граждан выдано в электронном виде.

200 видов услуг в электронном виде предоставляется москвичам на портале mos.ru.

Стандарты связи тянутся к «пятерке»

Почти все умные технологии завязаны на быстрой передаче огромных массивов данных. И город, и частные компании регулярно ищут эффективные решения для оптимизации средств связи.

Москва в этой области безоговорочный лидер: помимо самого дешевого мобильного интернета, в столице уже тестируется стандарт 5G.

В конце прошлого года правительство Москвы подписало соглашение с одним из ведущих предприятий в сфере телекоммуникаций о совместном развитии услуг связи и информационно-телекоммуникационных технологий.

Компания-партнер, в соответствии с условиями соглашения, будет реализовывать высокотехнологичные проекты в области виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей. Одним из ключевых направлений станет пилотный сегмент сети 5G в Москве, создание которого намечено на 2019 год.

— Мы готовы быть технологическим партнером и городу, и компаниям — разработчикам цифровых решений для умной городской среды для поиска таких решений, — отметил генеральный директор компании Василь Лацанич.

Технология 5G уже испытывалась в Москве. В июне прошлого года один из операторов организовал трансляцию товарищеского футбольного матча Россия — Турция в формате виртуальной реальности. Игру транслировали при помощи пяти камер с углом съемки 180 градусов.

Современный москвич удивляется, когда на экране его смартфона значок 4G внезапно меняется на 3G. К хорошему быстро привыкаешь. Эксперты отмечают, что для полноценного внедрения стандарта 4G базовые станции нужно устанавливать через каждые 100–150 метров.

— Качество связи у нас на высоте, — уверен руководитель направления по работе с операторами сотовой связи Департамента информационных технологий столицы Виктор Баранцев. — Разница хорошо видна за рубежом.

В центре крупных городов Европы есть зоны, где даже голосовые сервисы недоступны. В перспективе новый стандарт мобильной связи поможет передавать сигнал систем видеонаблюдения, позволит развивать телемедицину и мониторинг здоровья, проводить виртуальные туры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Эдуард Лысенко, министр правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий города Москвы:

— Город внимательно изучает передовые международные практики и старается перенимать только лучшие из них. Это позволяет создавать действительно удобную городскую среду. Уверен, что развитие партнерских взаимоотношений с передовыми технологическими компаниями поможет городу успешно реализовывать самые амбициозные задачи.

Столица тестирует автомобили-беспилотники

Испытания беспилотных автомобилей теперь официально разрешены на городских дорогах. Вероятно, в перспективе столица перестанет нуждаться в услугах таксистов в привычном понимании этой профессии.

Постановление о проведении эксперимента по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования подписал в конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев. Правда, тестировать беспилотники в городах, в том числе на дорогах Москвы будут опытные инструкторы, которые в случае форс-мажора могут остановить авто.

Чуть ранее один из крупных агрегаторов такси запустил беспилотное такси на территории Сколкова. Вызвать машину можно через приложение. Пока эта услуга доступна лишь резидентам инновационного центра, но представители компании уверяют: вскоре любой желающий сможет оценить удобство такси без водителя. Приложение само определит местонахождение пассажира и предложит на выбор: обычное такси или беспилотное.

Одного только сигнала GPS такому автомобилю недостаточно — погрешность достигает порой десяти метров. Поэтому на беспилотниках применяются специальные датчики, постоянно анализирующие ситуацию на дороге.

— Город будущего невозможен без транспорта будущего — беспилотников, — считает первый замдиректора МосТрансПроекта Александр Герасимов.

Для внедрения беспилотного транспорта в городскую инфраструктуру столица уже развивает комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД). По сути это автоматическая карта с разметкой, дорожными знаками и всеми остальными элементами организации дорожного движения.

Кстати, о дорожных знаках. КСОДД вполне допускает, что в будущем они будут уже не нужны, ведь вся информация о том, как правильно ехать на том или ином участке дороги, будет занесена в бортовой компьютер беспилотного автомобиля. Сейчас все это звучит не то что футуристично, а даже опасно. Но первые испытания КСОДД показали, что система снижает уровень дорожно-транспортных происшествий на 60 процентов.

КСТАТИ

Концепция общественного транспорта умного города подразумевает, что в качестве услуги предоставляется не конкретная поездка, а мобильность в общем и целом. Ведущий бизнес-аналитик IT-департамента МосТрансПроекта Антон Пахомов пояснил: москвичи в будущем смогут регулярно совершать сквозные поездки. Смысл в том, что горожане могут доехать на велосипеде до остановки общественного транспорта. Если автобус не идет до места назначения, можно воспользоваться каршерингом или такси. Заплатить за такую комплексную поездку пассажир сможет при помощи единого мобильного приложения.

Не экономьте на специалистах по электронной безопасности

Одна из тем, которую обсудят участники Российского инвестиционного форума в Сочи, — противостояние бизнеса киберугрозам.

Эти угрозы вполне реальны и могут привести к серьезным последствиям, убежден координатор направления интернет-безопасности регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Урван Парфентьев.

— Кибератаки на фирмы — это не нашествие кочевников, они всегда происходят здесь и сейчас, поэтому гонца за помощью вы послать не успеете, — предупреждает эксперт. — Вывод: лучше всего иметь собственную службу электронной безопасности или платить сторонней, находящейся на аутсорсинге.

Как пояснил Парфентьев, сегодня, к сожалению, многие компании боятся сторонних специалистов — ведь те могут получить доступ к тайнам фирмы, в том числе способам «оптимизации» налоговых выплат.

— А малый и средний бизнес относится к киберугрозам примерно как к нашествию инопланетян. В смысле может и случиться, но скорее всего, нет. А когда «нашествие» случается, они совершенно беззащитны, — пояснил эксперт.

Поэтому на IT-специалиста денег лучше не жалеть — потерять рискуете еще больше. Второй совет — регулярно обновлять программное обеспечение.

— Обновленные версии программ лучше защищают данные пользователя и предотвращают их кражу, используя преимущества более совершенных технологий, — рассказывает IT-инженер, специалист по кибербезопасности Игорь Дубровин. — Поэтому для начала убедитесь, что ваш компьютер правильно обновлен — чтобы обеспечить безопасность ваших данных.

Третий важный момент — обучайте основам кибербезопасности всех сотрудников, чья работа хоть как-то связана с компьютером.

— Как показывает практика, больше половины всех кибератак совершают сами работники, — рассказал эксперт. — Причем чаще всего — непреднамеренно. Люди случайно открывают вредоносные вложения электронной почты, всплывающие окна или ссылки. И вот через несколько секунд вирус поражает всю местную сеть.

Но нередки и факты, когда кибератаку свои же сотрудник совершают намеренно — например, с целью кражи базы данных клиентов или сведений о партнерах. Поэтому и нужен специалист по кибербезопасности: он сможет контролировать, кто из сотрудников к какой информации имеет доступ, и в случае угрозы сможет быстро этот доступ ограничить.

Эксперт также советует ввести в фирме правила кибербезопасности. Например, разрешить подключаться к Wi-Fi только компьютерам и смартфонам, принадлежащим компании. Можно ограничить использование личной электронной почты на компьютерах компании и запретить сотрудникам открывать электронные письма, не касающиеся работы.

— В любом случае защита должна быть профессиональной и комплексной. Одной мерой сегодня обойтись невозможно, — пояснил Дубровин. — Не стоит экономить на специалистах по электронной безопасности.

amp-next-page separator