28 февраля мэр Москвы затронул все самые важные аспекты жизни и развития города в прямом эфире на «Эхе Москвы» в программе Алексея Венедиктова «Ищем выход». / Фото: Пресс-служба Правительства Москвы

Сергей Собянин: Мегаполисы - это движители национального прогресса

Общество

Об итогах 2,5 лет на посту мэра Москвы

- За два с половиной года мы создали программы по всем главным болевым точкам Москвы, по всем главным проблемам, которые существуют в Москве. Мало того, что их создали, начали реализовывать и на оставшиеся два с половиной года, чтобы мы не только в процесс вошли, но и получили уже качественные результаты в образовании, в здравоохранении, транспорте, культуре, благоустройстве – в том, что называется обустройством нашего города.

- Я думаю, что, пожалуй, результат, который уже можно не только увидеть в планах, проектах, но и реально пощупать, что называется, - это благоустройство города. И я бы, может, даже и это не выделял, но просто сами цифры говорят за себя. Например, количество людей, которые стали посещать наши парки, за год увеличилось в два раза, с 10 до 19 миллионов человек. Более того, горожане стали в два раза больше время проводить времени в парках. Посчитать это можно, потому что парки имеют свой периметр, охрану и так далее. Несмотря на бесплатный вход, мы знаем количество людей, которые здесь отдыхают, что нельзя сказать о дворах, скверах, окружных парках, в которых тоже проведена большая работа. Там не посчитать, но, разговаривая с жителями, видя их опросы, их мнения, я вижу, что и здесь мы реально уже предъявили людям, что мы делаем в этой сфере. И больше всего надежд у москвичей, что там и дальше будет улучшаться ситуация.

О первоочередных задачах команды

- Есть вещи, которые на раз не сделаешь. Ну, к примеру, мы серьезно модернизировали здравоохранение, вложили колоссальные деньги. За два года более 100 миллиардов рублей. Теперь наши клиники оснащены не хуже, чем зарубежные клиники в мировых столицах. По многим показателям даже лучше. Но это не значит, что у нас здравоохранение стало лучше, чем, я не знаю, в Германии, в Великобритании. Значительно отстает. И вот тут вопрос не только в оборудовании, а в системных мерах контроля, мотивации персонала, переобучения, квалификации, внедрения новых современных технологий. Это на раз не сделаешь, это длинный системный процесс, с которым надо постоянно работать.

О намерении баллотироваться на следующий срок мэра 

- По поводу того, что не сделаешь за 5 лет, тем не менее, качественные результаты будут и в здравоохранении. Они уже есть, кстати. Мы получили снижение смертности по всем наиболее распространенным болезням – это сердечнососудистые заболевания, онкологические заболевания, смертность от ДТП, и так далее, и так далее. То есть там будет, что предъявить. Но мы же ставим планку, чтобы у нас было здравоохранение на мировом уровне. Но до этого еще идти, идти и идти.

И поэтому будет жалко, если я это все не доведу до конца. И поэтому да, я думаю, что я буду баллотироваться в мэры Москвы, когда подойдет время. (подробнее читайте здесь)

Об обратной связи с горожанами

- По поводу мелких, но важных проблем, важных для каждого человека, хочу сказать. Что касается ветеранов, мы уже второй год практикуем систему, при которой мы обходим все квартиры ветеранов, составляем полный перечень проблем, которые волнуют не в целом, а конкретного ветерана – что из мебели надо прикупить, где подремонтировать, какую медицинскую помощь оказать. Поэтому все вопросы, которые там заданы, мы структурируем.

Второе. Что касается каких-то конкретных проблем, связанных с уборкой подъездов... Мы создали целую систему, аналогов которой нет в нашей стране и в большинстве городов мира. Заключается в работе наших городских порталов, которые администрируют такие вопросы как качество дорог, уборка дорог, качество наших дорог и их эксплуатация, качество эксплуатации жилых подъездов и жилых домов. На этот портал каждый гражданин, каждый москвич может зайти и пожаловаться на конкретную проблему.

Система выстроена так, что не ответить невозможно. Есть четкие сроки, в которые человеку отвечает не какой-то инспектор или кто-то третьестепенный, как минимум глава района либо руководитель профильного департамента за своей подписью. Причем, он отвечает не просто где-то там под полой, а на портале и открыто. Если он отвечает и при этом лукавит, то человек, который заявил, может тут же написать, сказать «Иван Иванович, вы не правы, вы написали, что это сделано. На самом деле, ничего подобного или сделано криво». Оно приходит опять на портал и ставится опять же на контроль.

Контролируют люди, не заинтересованные в процессе, специально созданное учреждение, которое никак не связано ни с главой управы, ни с префектом, ни с департаментом. То есть система работает практически в автоматическом режиме. И сегодня мы получаем сотни тысяч конкретных жалоб людей, на которые получают сотни тысяч ответов. Я сам лично мониторю это и смотрю, как они исполняются. Конечно, там есть проблемы, но такой системы в Москве никогда не существовало. Я считаю, что это наиболее эффективное из тех систем, которые создавались все предыдущие годы.

Поэтому я прошу всех москвичей еще раз обратить внимание на существование такого действенного механизма, по которому мы вместе с вами можем контролировать и заставлять всех нерадивых чиновников исполнять свой долг.

- Таким же способом сегодня пользуются многие депутаты, в том числе и оппозиционные депутаты. Они собирают предложения, жалобы своих жителей, заходят на портал, получают оперативно ответы и говорят «Уважаемые избиратели, я добился ответа». На самом деле, мы приветствуем и призываем именно так и делать.

Об ограничении движения фур по МКАД и последствиях для Москвы 

- С 1 марта фуры перестанут выезжать на МКАД. Снабжение Москвы не пострадает. Все организации, которые обслуживают предприятия города Москвы и в том числе связанные с обеспечением торговли, могут получить соответствующие пропуска в электронном виде. Там не надо бумажек никаких. Мы выдаем пропуска, они фиксируются видеофиксаторами и эти машины не штрафуются. То же самое касается и Московской области. Лимит, для примера, Московской области установлен в размере 12 тысяч грузовиков.

Сегодня у нас в Москве выданы пропуску около 11 тысячи грузовикам, которые занимаются строительством, торговлей и так далее. Ведь, у нас же уже сегодня существует ограничение на въезд на Третье транспортное кольцо. Мы знаем, как это администрировать, привыкли. Знают и организации, которые работают в Москве. Поэтому я думаю, что там проблем каких-то не будет. Возможны единичные проблемы, но они абсолютно решаемые.

Количество пропусков, которые мы выдаем, составляет около 10 процентов от всего трафика. Задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы закрыть транзитный трафик через Москву. Не те машины, которые обслуживают Москву, москвичей и ближайшее Подмосковье, а транзит, который вообще к Москве не имеет отношения и составляет от 80 до 90 процентов всего трафика грузовиков через МКАД.

Но я должен предостеречь и от излишнего оптимизма по поводу того, что с 1 марта не будет ни одного грузовика. Дело в чем? Дело в том, что мы понимаем, что для транспортной компании, для перевозчиков нужно время для адаптации. Поэтому мы не вводим каких-то драконовских мер с 1 марта. С 1 марта остается минимальный штраф за такую провинность 300 рублей. Я думаю, что часть компаний, учитывая нашу политику обращения к ним, изменит логистику, не будет въезжать в эту зону в дневное время. Часть из них, действительно, испугается штрафов, каких-то санкций Часть скажет «Ну, подумаешь. Эти 300 рублей. Я поеду». Но должен сказать, что это будет не бесконечно. Мы каждый месяц будем ужесточать административное наказание таким образом, чтобы довести эту меру до логического завершения, освободив МКАД вначале от самых большегрузных машин – это более 12 тонн.

- Я поручил Департаменту транспорта пообщаться с транспортными компаниями еще раз и еще раз вместе выверить этот переходный период и с руководителями транспортных компаний, и с руководством Московской области для того, чтобы мы определили уже на старте, когда мы будем принимать более жесткие меры. Но то, что мы будем это делать, это точно. Может быть, мы начнем таким образом, что каждый месяц будем повышать штраф с тем, чтобы через 4-5 месяцев он вырос до 5 тысяч. Это, действительно, запретительный штраф.

Но еще раз говорю, что нам нужно проконсультироваться еще раз с транспортными компаниями, администрацией области, потому что это, мне кажется, должно быть взвешенное решение. Но мы должны понимать, что как минимум к следующему осенне-зимнему периоду мы должны на МКАДе порядок навести. Сегодняшние проблемы на МКАДе в эту зиму основывались не на том, что коммунальные службы плохо работали. Просто в снежную погоду огромные грузовики, которые даже без зимней резины, на съездах, подъездах к МКАДу и на горке на МКАДе передвигаться физически не могут, блокируя все движение.

О строительстве развязок и съездов на МКАД

- Это не такая простая работа. Необходимо было сделать предпроектные работы по всему МКАДу, мы их практически закончили. Сегодня мы заканчиваем проектные разработки по каждому конкретному участку. Часть из них уже сделана, в частности, по Крокус-Сити, еще по ряду других. Я думаю, что до конца года вообще по всем участкам такие проектные предложения будут закончены. Параллельно мы начинаем вести работу с владельцами крупных оптовых рынков, магазинов, предлагаем эти проекты либо реализовать самим, либо заплатить деньги в дорожный фонд для того, чтобы мы за них это сделали. Ну, работа она непростая, системная. Ну, вот, она близится к завершению для того, чтобы уже начинать конкретно реализовывать эти проекты.

- Что касается серьезных развязок, связанных с пересечением с МКАДом, вы знаете, что часть мы уже построили, часть идет, 4 развязки в строительстве. Кстати, впервые за все время существования, вот за последние годы существования МКАДа там строится 2 федеральные развязки – это обход Одинцово и дорога Санкт-Петербург-Москва, от Шереметьево.

И с нашей помощью, с помощью наших проектных организаций подготовлены решения. Сегодня они реализуются. В 2014 году они уже будут выполнены. Таким образом у нас проблема, я думаю, частично Можайки будет решена и частично Ленинградки, потому что значительный поток машин уйдет на эти развязки и на эти дороги. Кроме того, мы планируем в течение 3-х лет (и это заложено в адресной инвестпрограмме) приступить к строительству еще 10 развязок, по существу, реконструкции действующих развязок, пересечения МКАД и основных магистралей.

О ликвидации турникетов и администрировании проезда в общественном транспорте

- Я говорил о том, что в экспресс-автобусах турникетов не будет - их нет. Говорил о том, что когда мы наведем дисциплину по платежам за проезд, тогда мы уберем эти турникеты. Но, к сожалению, у нас "зайцев" огромное количество. Убрав турникеты, мы вообще обрушим экономику Мосгортранса, а это означает рост тарифов, чего мы не хотим.

По нашим оценкам, количество "зайцев" в Мосгортрансе составляет от 10 до 15 процентов. Сегодня мы начали отлавливать их, в размере 1-2%. Тем не менее, динамика неплохая. Мы за счет того, что уменьшили количество зайцев и в автобусах, и метро, мы два года тарифы не повышаем.

И это результат, одна из главных составляющих этого результата – это работа с администрированием проезда. Там меньше стало зайцев, меньше желающих пользоваться чужой социальной картой. Экономика стала лучше помимо других, конечно, мероприятий.

И пока мы, все-таки, пока мы не приучим граждан, которые сегодня пользуются транспортом бесплатно, все-таки, платить за это... Но мне кажется, это преждевременная мера будет. Для того, чтобы проще было оплачивать, вы знаете, что мы вводим новое тарифное меню, единые проездные билеты, которыми пользуются в метро и транспорте, и так далее, и так далее. Поэтому я думаю, что... Ведь, многие не платят даже не только потому, что они хотят бесплатно проехать. Система оплаты крайне неудобная. Выстраиваются очереди возле водителя, которые там по несколько минут стоят. Вместо того, чтобы автобусу ехать, он обилечивает. Эта система исчезнет уже в этом году, потому что будут многоразовые билеты, электронные билеты. И в конечном итоге водитель уже не будет разовые бумажные билеты продавать.

Уже сегодня - это очень важно - мы ввели единый проездной билет на метро и автобус. Вот смотрите, что произошло. Буквально за несколько недель количество пассажиров, которые воспользовались этим билетом, уже превысило 16 процентовот всего объема. Это огромное количество людей, это десятки, даже сотни тысяч людей. Поэтому мне кажется, мы идем по правильному пути. Если будет комфортная продажа билетов, проход с этими билетами электронными в автобус, то быстрее решится проблема и с турникетами. Она не будет такой злободневной, потому что просто проход будет быстрее в автобус. (подробнее читайте здесь)

О маршрутных такси

- Сегодня у нас на территории города работает много операторов общественного наземного транспорта. А, на самом деле, 80 процентов всех пассажиров перевозит Мосгортранс. Все остальное – это частные автобусы небольшие, либо маршрутки. Хоть они и называются маршрутки, ездят где попало, невзирая ни на какие маршруты, которые им устанавливают, не отвечают никаким требованиям ни санитарным, ни техническим, не соблюдая правила дорожного движения. Поэтому мы в этом году будем вводить новую маршрутную сеть, вводить новые жесткие требования и я думаю, что количество маршруток в Москве резко уменьшится. Вот, мы в этом году создадим систему, в течение следующего года их уже будет меньше.

Я думаю, что они где-то будут востребованы, но это уже покажет, когда мы точно определим маршрутную сеть и необходимость такого вида транспорта.

О расширении границ Москвы и связи города с новыми территориями

- Проблемы транспорта не связаны с расширением или сужением Москвы. Город Москва он давно уже находится вне административных границ города Москвы. Всегда надо иметь в виду не формальный субъект город Москва, а агломерацию Москва. Потому что в Москве живет 12 миллионов человек. Через МКАД, буквально через дорогу, которая превратилась в городскую дорогу, живет еще 8 миллионов. В Москве строится 7 миллионов недвижимости, а через дорогу строится 12 миллионов. И перешла бы эта территория в Москву или нет, она была бы все равно застроена. Другой вопрос, что тогда бы отвечали за развитие не мы, а Московская область, сегодня приходится нам. Но проблемы транспорта все равно бы свалились на Москву. То есть мы бы не имели никаких дивидендов с этой территории, мы имели бы все проблемы. Так, как мы имеем проблемы, связанные с Химками, Мытищами и так далее. Строятся огромные города, построены. В которых нет рабочих мест практически, в которых нет нормальной транспортной связи с Москвой. И сотни тысяч жителей Подмосковья каждый день устремляются в Москву.

- Из Подмосковья в Москву и назад около 2 миллионов. Но на самом деле это связано с тем, что у Москвы 2,5 миллиона профицита рабочих мест. Которых больше чем трудящихся Москвы. Поэтому мы вбираем эти 2,5 миллиона недостающих в основном из ближнего Подмосковья и городов. Так вот, возвращаясь к новой территории. Если бы эта территория не вошла в состав Москвы, она была бы застроена исключительно жилыми комплексами. Я говорю это не гипотетически. Мы сегодня имеем на руках всех документы, которые разрешают строить под Москвой 16 миллионов квадратных метров жилья. То, что было выдано до того, как эта территория вошла в Москву. Сегодня мы работаем над тем, чтобы не строить жилье без рабочих мест. Наоборот мы говорим, больше рабочих мест, чем жилья.

Более того, жители южного округа Бутово, Солнцево, Переделкино могли возможность получить работу ближе к себе. Как раз на этих территориях. Поэтому мы не усугубили транспортную ситуацию этими решениями, а наоборот стараемся ее улучшить градостроительными решениями. Но, тем не менее, это направление очень сложное с точки зрения транспорта. Поэтому в первую очередь, что мы будем делать – это реконструировать существующую основную магистраль. Это Калужское шоссе, и мы на эти работы выйдем уже в этом году.

- У нас помимо того, что необходимо работать на перспективу по этой территории, рядом с ней собственно окружает эту территорию два наших анклава. Это Солнцево, Переделкино с одной стороны, с другой стороны Южное Бутово. И там и там очень серьезная проблема. В Южном Бутово может быть меньше, но, тем не менее, метро, которое там построено и сегодня функционирует, оно недостаточно ни по объему, ни по частоте, ни по количеству вагонов. Поэтому люди там стоят в очереди на посадку.

Поэтому в ближайшее время мы закончим битцевскую линию, которая разгрузит ту ситуацию, которая сложилась в Южном Бутово. И даст возможность более-менее нормально передвигаться на метро. Что касается Солнцево и Переделкино, запущенный вопрос, проблемный вопрос, живет там более 300 тысяч человек, добирается до Москвы часами. Вначале мы ввели выделенную полосу, экспресс-автобусы и так далее. Конечно, это полумера, которая серьезно не решает проблему. Дальше мы столкнулись с выбором. Либо мы продляем Сокольническую линию, до Переделкино и таким образом быстро решаем эту проблему. В течение 2-3 лет. Но в таком случае мы весь район, который лежит южнее Переделкино и Солнцево, новую территорию отрезаем от метро, уже с этой Сокольнической линии туда уже не уйдешь. Это означает, что вся эта территория Румянцево, там огромный технопарк строится и вся территория, которая сегодня интенсивно застраивается, все люди с этой территории приехали бы в Солнцево на посадку в метро. Ничего бы хорошего из этого не вышло.

Поэтому мы приняли решение строить две ветки метро в этом направлении. Первое, Сокольническая линия пошла на Румянцево, а дальше через Раменки мы идем с новой линии Солнцевской на Солнцево и Переделкино. Обе линии находятся в стадии строительства. И третье направление, которое мы прорабатываем, это реконструкция Киевского направления железной дороги, чтобы сделать более частыми поездами, более интенсивное движение, чтобы еще с помощью пригородных электричек возить население. Кстати буквально скоро будет запущена небольшая ветка в Переделкино Киевского направления железной дороги, это старая была ветка, ее сейчас реконструируют и запускают по ней пассажирское движение.

Вот, собственно те направления, над которыми мы сейчас работаем. Они все сложные. Дорогостоящие. Но, тем не менее, мы для себя приняли решение и двигаемся по их реализации.

О парковке в центре Москвы

- Мы поэкспериментировали по поводу платной стоянки. Сейчас мы принимаем решение о платной стоянке в границах Бульварного кольца. И самое главное, сегодня вопрос даже не столько платной и бесплатной парковки, сегодня большинство автолюбителей игнорируют запрещающие знаки стоянки.

Сегодня, к примеру такие цифры, паркуется в границах Бульварного кольца около 12 тысяч машин. Если бы все соблюдали правила дорожного движения и дорожные знаки, парковалось бы около 5-5,5 тысяч. Поэтому главная задача даже не платность парковки, а наведение порядка в том, что автолюбители соблюдали те знаки, которые установлены не сейчас даже, а много лет тому назад. Таким образом, количество машин, которые будут парковаться в центре, практически в два раза уменьшится. Это то же самое решение этой же проблемы, о которой вы говорите.

О реагентах и борьбе с гололедом на улицах города

- Реагенты были разработаны учеными МГУ, прошли все сертификации, никаких ядовитых веществ там нет. Это первое. Второе, по поводу песка и гравия. И щебня. Гранитного и так далее. Мы и так им пользуемся. Гранитным щебнем в составе тех же реагентов и так далее. Но привожу пример. Были жалобы по поводу того, что на Бульварном кольце основные пешеходные дорожки представляют из себя ледяной накат. Почему? Потому что вот именно на них нельзя пользоваться реагентами. Это памятники культуры и природного комплекса. И мы там не пользуемся реагентами, там запрещено. В результате, когда у нас то тает, то замерзает, то ледяной дождь, образуется корка, которую снять ничем невозможно, кроме реагентов. Но так как там нельзя это применять, мы ждем теплых деньков, чтобы каким-то образом убрать эту наледь. Представляете себе, что бы было, если бы это было по всему городу. И город, проводил такой эксперимент. В 2009-2010 году, отказавшись от реагентов, сухих реагентов на тротуарах. В результате докладываю вам, что в этот период количество переломанных костей и обращающихся соответственно в травмопункты было в 4 раза больше, чем сейчас. Это слишком дорогая цена вопроса, и мне кажется, что хотим мы, не хотим, но мы живем в условиях жесткой зимы, с огромным количеством переходов через ноль, снегопадами, гололедами, просто по-другому, к сожалению, сегодня мы эту ситуацию без реагентов, наверное, не сможем решить. Ведь, Алексей Алексеевич, вы не подозреваете меня, что мне нужно обязательно эти реагенты закупить, насыпать и так далее. Не приведи Господь. Но я понимаю свою ответственность, что другие решения были бы популистски, может быть, и красивыми, но привели бы просто к транспортному коллапсу Москвы.

О мигрантах и уровне безработицы в Москве

- Безработица в Москве составляет 0,6% она самая низкая в мире. И больше ее трудно предположить. Количество рабочих мест в городе как уже сказал на 2,5 миллиона рабочих мест больше, чем трудящихся города Москвы. Поэтому хотим мы или не хотим, в любом случае дополнительно какую-то миграцию, трудовую миграцию привлекать необходимо. Второй вопрос – откуда эти мигранты. Либо это межрегиональная миграция, из Московской области, Тверской, Владимирской. Либо это из Белоруссии и Украины. Либо это из Европы или это из Ближнего Востока и Средней Азии. То, что касается квот из зарубежья, количество квот, выдаваемых в Москве, в 2008 году было полмиллиона, сегодня меньше 200 тысяч. Они разбиваются таким образом. Порядка 15% если мне память не изменяет, это высококвалифицированная рабочая сила. 30% - квалифицированная и все остальное – низкоквалифицированная рабочая сила.

То есть около 100 тысяч приходится на неквалифицированную рабочую силу. Конечно, ее надо постепенно уменьшать. Но при этом надо иметь в виду, что тогда необходимо увеличивать и зарплату этих людей, потому что москвичи за 20 тысяч рублей не пойдут работать дворниками. Соответственно будут расти либо тарифы, либо субсидии из городского бюджета. Тем не менее, я считаю, что для города вообще это вредная вещь. Почему? Потому что эти граждане не платят никаких налогов, ни подоходного налога, потому что у них пенсионная система своя, страховая система своя. Они не платят налогов. В этом проблема. Поэтому мне лучше, чтобы были больше затраты на зарплату, но при этом они платили налоги. Для города это выгоднее. Я уже не говорю о преступности и прочее. Поэтому все службы федеральные, которые должны с этим бороться, знают нашу позицию, и, слава богу, начали двигаться в этом направлении. За прошлый год выслано из города Москвы около 16 тысяч, 15 тысяч получили черные билеты, по которым они уже не имеют право въезжать в Россию. Потому что они нарушили грубо миграционное законодательство. Тем не менее, я думаю, по моим оценкам, по оценкам экспертов около 200-300 тысяч мигрантов находятся в Москве незаконно.

Полулегальные мигранты - это те, которые получили миграционную визу, к примеру во Владимирской области, приехали к нам и так далее. Это вопрос такой настройки административной. Но я считаю, что миграционная служба вместе с правоохранительными органами должна системно этой проблемой заниматься. Все, что от нас зависит, мы им помогаем, содействуем. Начиная от координации их деятельности, заканчивая дружинами и так далее. И материального обеспечения. Тем не менее, конечно, система не совсем эффективная. Так скажем. Потому что слишком большой искус у подрядчиков взять такую рабочую силу, которая стоит дешевле, налоги за них не надо платить, отчитываться особо не надо и так далее. Но я считаю, что с этим надо бороться.

- У нас два года тому назад еще было 80 рынков огромных в Москве, на которых подвязались граждане, которые не имеют ни желания особого работать, ни образования, ни специальности. А если имеют, то давно забыли уже. И вся эта публика толклась на этих рынках. Кто там спекулировал, кто контрабандой занимался, кто крышевал и так далее. Мы за этот период 15 рынков таких закрыли. Причем очень крупных в том числе. 15 перепрофилировали из вещевых рынков в продовольственные, сельскохозяйственные рынки. Сегодня на той территории, о которой вы говорили Новой Москвы количество рынков просто запредельное. По своему объему, я думаю, как минимум три Черкизона, которые были в Москве. И их мы тоже ликвидируем. И уже в течение этого года. И вот когда мы убираем такого рода «рабочие места», где нет никакого порядка, где процветает криминал, тогда и меньше возможности этим гражданам приезжать сюда и заниматься этим бизнесом.

О так называемых "этнических" патрулях

- Всякая самодеятельность не очень хороша. Она выходит за правовое поле и может спровоцировать межнациональные столкновения и так далее или просто преступление. Миграционная служба к нам обратилась за оказанием содействия. Создание миграционного патруля, у нас такой опыт есть, у нас достаточно большая дружина в Москве около 12 тысяч человек, у них есть опорные пункты свои. Поэтому мы пошли навстречу и собственно, добавили к миграционной службе работу наших дружин. Но они должны обязательно ходить с представителем правоохранительных органов...

А не сами по себе болтаться и чего-то там кого-то шантажировать или устраивать беспредел. Такого не должно быть.

О строительстве новых мечетей в Москве

- Ни одного проекта, который мы в ближайшее время собираемся реализовать и разрешить, не существует. Соборная мечеть достраивается. Мы ее значительным образом увеличивать не хотим, потому что там и без этого проблем хватает. Мы видим, как на больших праздниках люди молятся на улицах, стоя в грязи, если, допустим, дождь прошел. Каким-то образом для этих людей можно что-то решить. Мы им предлагаем и наши стадионы, и какие-то крытые площадки. Но они собираются в одном месте – возле Соборной мечети. Но мы не можем построить Соборную мечеть, которая бы вместила десятки тысяч желающих туда придти, это во-первых. Во-вторых, как оказалось, это далеко не жители Москвы, а многие вообще не граждане России. Это те же гастарбайтеры, это жители Подмосковья и так далее. То есть реальных жителей Москвы процентов 10 всего. Для них этой мечети достаточно. Строить мечети в Москве для всех желающих со всей страны, я считаю, это перебор.

Вообще, правительство Москвы само не принимает решения о строительстве каких-либо храмов, хоть православных, хоть мусульманских. Эти полномочия отданы органам местного самоуправления. Депутаты сами принимают решения – строить им или не строить. Без их решения мы никаких храмов теперь не строим. И если какой-то район, какой-то депутатский корпус, местное самоуправление скажет «да, нам нужна здесь мечеть», мы не можем не согласиться – пожалуйста. Но я не знаю пока ни одного такого решения. По поводу православных храмов. Если депутаты говорят, что мы не хотим, чтобы на этом месте строился храм, он и не строится. Даже более того – общественные слушания граждан.

Все эти объекты, как правило, проходят общественные слушания. Если общественные слушания либо какие-то активные инициативные группы говорят, что «нет, он там мешает, он закрывает благоустройство, нашу детскую площадку, или мы просто не хотим скопления народа», мы соглашаемся с этим и не форсируем. Сегодня из 200 проектов мы выдали разрешение на 60 площадок, которые согласованы и с местными жителями, и с управами местными. Мы не форсируем это. В прошлом году построено 8 храмов, в этом году будет тоже 8-9. Это не такие большие темпы. Это совершенно комфортный, спокойный процесс. Мне кажется, что мы правильно сделали, что все-таки включили в этот процесс согласование строительства с жителями и органами местного самоуправления. Так и нам спокойнее, и жителям понятно, что там происходит на территории.

О жалобах на рост тарифов ЖКХ

- Если такое (двукратное увеличение начисленной за квартиру суммы - прим. ред) есть, надо конкретно разбираться со своей управляющей компанией, с юристами. Отчасти такое может быть, но не в таком размере, конечно, если выросло потребление воды в доме. Мы знаем, что у нас достаточно много граждан не прописанных, мы знаем, какие это квартиры, могут мигранты там объявиться, бог знает кто. Есть домовой счетчик, который фиксирует потребление воды этим домом. Если у вас нет в квартире индивидуального счетчика, то общий объем потребления домом раскладывается на количество жителей и, соответственно, на квартиры.

Но там, где его нет, следить, смотреть, кто у вас из соседей кого прописывает, сколько там граждан живет реально. Потому что если они реально живут, потребляют воду, но не зарегистрированы, вы за них платите. Это одна из самых главных проблем, когда у нас начитаются колебания такого рода счетов. Что касается электроэнергии, тепла, то таких колебаний не должно быть. Алексей Алексеевич, вы, слава богу, давно живете в Москве, знаете всю историю с тарифами. В 2009 году, в 2008 году, даже в 2010-м тарифы повышались до 25%. Последние два года мы повышаем 11-12%. А в этом году, в 2013 году мы запланировали на 11,5% с 1 июля. Это самое низкое повышение за всю постсоветскую историю.

- Я говорил, что мы будем делать все, чтобы наши тарифы не выходили за уровень инфляции, то есть они должны быть стабильными, или чуть ниже инфляции. Это означает, что они, наоборот, будут уменьшаться. Но мы не все можем регулировать. Мы не можем регулировать цену на газ, это входящая в Москву, которая не от нас зависит. Это электроэнергия, которую мы берем на рынке мощностей, мы тоже это не регулируем. Но что можно – регулируем. Все наши коэффициенты, они не выше инфляции. Например, повышение тарифа на воду составляет 6,2 процента.Отвод воды – 6,4 процента . И инфляция планово 6,5 процента. Т.е. мы укладываемся в эту инфляционную рамку. Если бы не было такого повышения на газ и на электроэнергию, то мы бы вообще уложились в инфляцию.

Это федеральные тарифы – газ и электроэнергия. Но еще раз говорю, что даже с учетом этого, зажав практически все тарифы, которые зависят от наших компаний, мы вышли на самый низкий уровень повышения тарифов в этом году за всю постсоветскую историю. Один из граждан, не буду называть его фамилию, обращался, рассказывал о том, что у него по платежкам было 3,9, потом 4,1, потом 5,2. Посмотрели, с чем это связано. Это было связано с тем, что в сентябре был занижен тариф с неправильными показаниями счетчика, а потом он восстановился в течение нескольких месяцев. Если бы посмотрели не только сентябрьскую, но и августовскую платежку, то там было как раз около 5 тысяч. То есть там не было скачка. И конечно, надо смотреть причины. Если какие-то есть вопросы, надо, не стесняясь, тревожить и управляющие компании, и управы, жестко разбираться. Если ты не понимаешь, за что тебе повысили, по какой причине, надо добиваться своих прав.

О борьбе с "резиновыми" квартирами

- Я считаю, что это проблема для всех городов, для Москвы в том числе. Проблема в чем? Люди, которые таким образом прописываются, они по сути являются гражданами, о которых никто не знает. Реально они прописаны в этой квартире, находятся бог знает где, может быть, вообще в другом городе России. Это как раз основа той же незаконной миграции. Это первое.

Второе – эта проблема как раз связана с предыдущим нашим вопросом, когда мы говорим: откуда такие тарифы, откуда такое водопотребление в нашем доме, вы что, с ума сошли, что ли, вдруг оно подсочило в полтора-два раза. Потому что приехали люди в соседнюю квартиру, живут там, но не прописываются, и о них никто ничего не знает.

Поэтому и поддельная реставрация, незарегистрированные граждане – это проблема. Никто же не говорит о том, что какие-то к ним карательные меры применять. Но выполни свои обязанности – зарегистрируйтесь, что вы находитесь здесь, что вы пользуетесь коммунальными услугами и так далее.

Об обеспечении Москвы детскими садами

- Есть различные точки зрения – решена проблема в Москве по детским садам или нет. Мы говорим – решена, а нам говорят – как же решена, я же стою в очереди. Надо точно определиться, о чем мы говорим. Мы говорим о том, что наша обязанность, в соответствии с указом президента и законом, в первую очередь обеспечить детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, постъясельного возраста. Вот эта категория детишек, она обеспечена местами в Москве в детских садах или в других дошкольных образовательных учреждениях. У нас их в очереди нет больше. А вот от года от трех есть. Мы никогда не говорили о том, что мы обеспечим всех. Даже в советское время не всех детей ясельного возраста устраивали. И вы знаете, насколько это сложно. Дети ясельного возраста, они часто болеют, реально матери не могут устроиться на работу, потому что такой адаптационный период. Хотя, конечно, если есть места, то и их устраиваем. И две трети и этой категории граждан, которые хотят отводить детей, они тоже устроены. В дальнейшем будем смотреть, по мере возможности удовлетворять и эту категорию. Единственное, где у нас не решена проблема с детьми от трех до семи лет, это на новой территории. Потому что там строилось жилье не только без рабочих мест, но и без садиков, без школ, без больниц. Это действительно проблема. Но я думаю, что в течение года-двух мы в основном ее тоже решим.

В старой Москве очереди нет, но проблема остается. У нас прибавка будет на следующий год еще тысяч 50-70. Положительная демография, количество детей возрастает, количество желающих придти в детские сады каждый год увеличивается на десятки тысяч. И мы буквально за несколько лет увеличили количество посещающих детские сады от 300 до 450 тысяч. Огромный скачок.

О возможном объединении Москвы и области

- Такого рода решения (проведение границы единого субъекта - прим ред.) слишком дорогие, я инициировать их не буду. Не дай бог, это решение состоится... Из федерального бюджета мы вряд ли что-то получим. В результате для выравнивания социальной ситуации все 350 млрд. инвестиционных средств, которые мы сегодня пускаем на первоочередные нужды, развитие транспорта и так далее, я буду должен раздать на пособия. В результате не будет развиваться ни Московская область, ни Москва. Это слишком дорогое удовольствие. Экономически, с точки зрения бюджетной политики, невыгодно. Проще, и с точки зрения бюджетной политики, и административной, и какой угодно, научиться нам вместе с властями Подмосковья координировать развитие этих двух территорий. У нас есть все механизмы для этого. Создан Координационный совет, прописано решение о том, что мы вместе будем создавать единую территориальную градостроительную схему развития. Есть даже проект такого закона. Есть добрая воля моего коллеги.

И с Воробьевым, и с Шойгу, и с Громовым - мы со всеми нашли общий язык и всегда понимали, что без координации дальше развивать этот регион невозможно. Я думаю, это тот путь, по которому мы все-таки должны идти, он более реальный и прагматичный. (подробнее читайте здесь)

О переезде чиновников за МКАД

- Это решение федеральное. Г оворят – а если правительство не поедет, что тогда с этой территорией? Количество переезжающих чиновников в лучшем случае будет измеряться десятками тысяч, может быть, сотнями тысяч. Уже сегодня мы видим, что на данной территории мы можем получить от полумиллиона до миллиона новых рабочих мест. Более того, сегодня уже в стройке находятся объекты, которые дадут десятки тысяч рабочих мест. Поедет правительство или нет, мы всё равно создадим кластер с развитием рабочих мест, офисов, компаний, которые в любом случае начнут оттягивать рабочие места, передвижение граждан именно к месту их жительства, там, где сегодня существует колоссальный дефицит рабочих мест.

О тренде в развитии города

- Мы уже говорили на эту тему. Я не изменил своего мнения. Город должен развиваться. Мегаполисы – это движители национального прогресса. Все мегаполисы, там, где они существуют, где динамично развиваются, там национальные экономики развиваются, это общемировой тренд. Поэтому законсервировать Москву и московскую агломерацию в целом невозможно. Даже если мы не хотим, она будет развиваться. Если мы не будем ей помогать и делать это рационально, она будет развиваться иррационально, она будет развиваться самым негативным образом.

Надо возглавить этот процесс и сделать это развитие гармоничным. Для этого мы для себя приняли решение, что центр Москвы, который перегружен рабочими местами, здесь профицит рабочих мест составляет 3-4 кратность, т.е. количество проживающих в центре города – 700 тысяч, а количество рабочих мест – 2,5 миллиона человек. Мы всеми силами стараемся минимизировать создание рабочих мест в центре. Но при этом очень легко разрешаем строительство жилья и гостиниц в центре города, там, где это можно, где это не точечная застройка. У нас есть и промзоны...

А на окраине, где практически одно жилье и нет рабочих мест, мы говорим инвесторам: уважаемые граждане, пожалуйста, мы готовы разрешить вам строительство, но вот там стройте в первую очередь рабочие места, офисы и так далее. Вот простая идеология. Т.е. мы пространство начинаем делать более гармоничным: где не хватает рабочих мест - мы их создаем, где избыток жилья и рабочей силы, нет рабочих мест – там мы создаем рабочие места. То же самое касается и новых территорий. Там вообще не только должно быть сбалансировано количество рабочих мест и количество проживающих, а количество рабочих мест должно быть с профицитом, чтобы оно покрывало уже создавшийся дефицит рабочих мест. Таким образом мы даем возможность дальше развиваться городу, при этом не усугубляя, а минимизируя те градостроительные проблемы, которые были созданы.

У нас дефицит кратный - сотни тысяч, миллионы, дай бог приблизиться к нормальному тренду, к сбалансированности. Ведь во всем мире в шаговой доступности находится от 20 до 30% рабочих мест, а у нас только 5%. Откуда такие безумные транспортные потоки? Потому что рядом с твоим жильем нет рабочих мест.

О популяризации общественного транспорта в Москве

- В час пик до 20 процентов горожан перемещается частным транспортом, около 80 процентов общественным транспортом. Колоссальная пропорция в пользу общественного транспорта. Когда мы говорим о том, что москвичи не хотят пользоваться общественным транспортом, что они не привыкли, как за рубежом, им пользоваться.

Около 4 миллионов московских семей имеют автомобили. Но не все выезжают на них. Я ровно про это и спрашиваю. Я пытаюсь сравнить цифры. В дневные часы эта пропорция выравнивается – 50 на 50. Примерно 50 процентов движется общественным транспортом, 50 процентов- на личных машинах. Вечером опять эта пропорция изменяется. Говорят – вы хотите запретить двигаться на автомобиле. Не надо этого. Нам достаточно еще буквально 15% от автомобильного трафика, чтобы он перешел в общественный. Этого будет достаточно, чтобы стабилизировать ситуацию.

О модернизации Москвы и сохранении ее исторических памятников

- Мы в десятки раз уменьшили количество сносов зданий. Второе, здания, которые являются памятниками, не снесено ни одно. Было разрушение 2-3 зданий, несанкционированных, а во-вторых, это не памятники культуры. Это просто здания, которые имеют свою историю. Но они не во вновь выявленных памятниках культуры, ни в те, которые находится в реестре. Это означает, что нет такой защиты, как у памятников культуры. Если ты снес памятник культуры, тебя посадят. Это уголовно наказуемое дело. Если ты разрушил стену красивого здания, которое имеет какую-то историю, то ты просто нарушил правила производства работы. Ты за это получишь штраф. Это немножко другая история. Но и этого еще раз говорю в десятки раз меньше. Если раньше сносили таких зданий по 200-250, то сейчас единичные случаи. И, слава богу, общественность и в этом случае резко реагирует, болезненно очень. Я понимаю историю, которая сложилась в Москве по этим вещам. Это первое. Второе, мы с одной стороны так заботимся о тех памятниках, которые вдруг кто-то покусится снести. Но я практически вообще не слышал о том, что кто-то заботится о тех памятниках, которые находятся в руинированном состоянии. Это действительно памятники федерального и регионального значения. Там руины, выбитые окна, просто пропадающие здания, которые можно просто утратить. Это более важная тема на самом деле. И нам за ней нужно всем вместе с общественностью смотреть. Мы приняли ряд решений по ним. Первое. Мы за рубль аренды отдаем инвесторам, по совершенно понятным правилам, в жесткие сроки и с жесткими санкциями. Мы отдали 3 десятка таких объектов, в этом году еще несколько десятков будет. Помимо этого буквально недавно мы консультировались с департаментом имущества, и скорее всего еще одну схему запустим. Не только аренды за рубль, а продажу в собственность под гарантию банка. Этот банк будет гарантировать нам, что все реставрационные работы будут выполнены. А если нет, значит, они гарантируют нам выплату штрафных санкций таких, что мало не покажется. Это вторая схема. И третья, сами проводим реставрационные работы такие, которые не проводились последние десятилетия. И четвертое, огромное количество фасадов, особенно в центре города находятся в безобразном состоянии.

Это и памятники культуры, это просто исторические здания. И так далее. За последние два года сделали несколько сотен фасадов и будем системно продолжать эту работу. И третье, четвертое, сами эти здания находятся как правило на таких московских уютных улочках, которые к сожалению, по факту не являются уютными и чистыми и заставлены машинами вдоль и поперек. С огромным количеством рекламы, каких-то проводов, столбов и так далее, по ним пройти физически невозможно. Поэтому еще задача, чтобы мы и уличную среду реорганизовали возле этих зданий. Комплексно от фасада до фасада. Сделали пешеходные улицы. Если не пешеходные, навели порядок с тротуарами, убрав оттуда рекламу ненужную, киоски, столбы и так далее, чтобы люди могли свободно передвигаться. Убрали оттуда ненужную парковку машин и так далее. Памятник должен в соответствующей среде быть, хорошо освещенной, благоустроенной.

О ликвидации киосков

- Когда я столкнулся с этой проблемой, вы помните эту ситуацию феерическую, когда выходишь и в два этажа эти киоски понастроены с перекошенными какими-то объявлениями, с непонятными продуктами, которые там продавали, и прочее. Мы так подчистили немножко резко, но значительно эту ситуацию. А потом остановились. Остановились по просьбам и жителей и торговцев, которые там работали. Они говорят: Сергей Семенович, мелкорозничная торговля играет свою роль, свою нишу занимает. Ее убирать просто так нельзя. Я с этим согласился. Поэтому мы разработали схему размещения тех киосков, которые жители данного района посчитали необходимым. Согласовали с органами местного самоуправления, с общественностью, сказали, вот здесь нам нужны киоски, а вот здесь нет. Утвердили эту схему. Разыграли аукцион на те места, которые вошли в эту схему. А потом сказали, вот это все законно, все остальное незаконно. И начали потихоньку освобождаться от незаконных объектов, которые жителям не нужны. Мы долго ходили по судам, в течение одного, полутора лет, в конце концов, собрались с силами, энергией, решили эту проблему. В течение нескольких месяцев освободили от тех, кто стоял незаконно.

Представляете ситуацию, вот вы получили на аукционе законно право торговать в этой мелкорозничной торговле в этом ларьке. Рядом с вами гражданин торгует, не заплатив ни копейки, ни за аренду, не подключен законно к сетям, ни налогов не платит. Как вы будете реагировать. Вы скажете: вы чего? Я заплатил за все, вот мне сказали, что я буду здесь работать. А вокруг меня вдруг какие-то непонятные граждане торгуют. Они же не вошли в схему, которую утвердили народ и местное самоуправление. Согласились с этим. Убрали. Дальше мы начали работать по созданию транспортно-пересадочных узлов, это крупная площадка, через которую проходят десятки тысяч людей, пересаживаясь в метро, на железный транспорт и так далее. Столкнулись, вдруг узнали, что, оказывается, еще есть целая категория ларьков, которые опять не попали в этот перечень. Начали разбираться. Какие-то префектурные разрешения старые, которые сокрыли и так далее. Таких набралось еще 2 тысячи. Мы их тоже конечно уберем. Но, Алексей Алексеевич, я считаю, что нам здесь отступать нельзя. Если вы хотите и граждане считают, что им недостаточно этих ларьков, да ради бога, выступайте с инициативой, мы утвердим дополнительное количество ларьков, которые должны стоять в этом районе. Разыграем на конкурсе. Придут законно люди, подключатся к электрическим сетям, будут платить налоги. Будут подконтрольны сообществу местному. Пусть работают.

О киосках в подземных переходах

- Мы и не собираемся их убирать. Предыдущие годы добрые наши руководители ГУП Гормоста выдавали эти разрешения на размещение киосков, к примеру, за 18 тысяч рублей за квадратный метр в год. Реально те граждане, которые получили это разрешение, отдавали в субаренду за 300 тысяч. Чувствуете разницу. 18 тысяч и 300 тысяч. И Гормост, вместо того чтобы эти денежки направить в казну, для того чтобы обустраивать эти переходы и так далее, он просто подарил этим барыгам эти деньги. Когда мы провели проверку, оказалось, у этих граждан, которые сдают в субаренду, вообще и договоров даже нет. Мало того, что они наживаются, еще и налоги никакие не платят. Черным налом расплачиваются. Мы говорим, граждане, так невозможно. Мы провели рыночную оценку, она показывает, что нужно до 300 тысяч увеличить плату. Мы не будем этого делать. Давайте сделаем середину золотую. 180 тысяч к примеру. В 10 раз выше, чем та, которая была. Но все равно в два раза отличающаяся от рыночной. И вот тут мы получаем массовые возмущения. Организованно. Хорошо, коллеги, если вы с этим не согласны, мы можем поступить по-другому. Убрать полностью существующие ларьки, самим построить Гормосту заново, а потом выставить на аукцион. Два варианта. Но мы не хотим убирать и не собираемся это делать. Мы только хотим, чтобы бюджет и горожан не дурили.

О развитии туризма в Москве

- У нас за прошлый год количество туристов перевалило исторический рекорд 5 миллионов человек. Это только туристы из дальнего зарубежья. Те туристы, которых опрашивают: вы хотите приехать сюда или посоветовать своим друзьям приехать сюда, говорят: да, хотим. Большинство из них говорит: да, хотим. Да, посоветуем приехать. Проблема заключается не только в том, что у нас тут неблагоустроенный город, или плохо их принимают, или дорогой или еще чего-то или посмотреть нечего, это еще и в общей ментальности и представления о городе Москве иностранцами. Когда вы их спросите, парижанина или лондонца, а что вы знаете о Москве, вам такое нагородят, что волосы дыбом встанут. Вспомнят американские блокбастеры, о том, что здесь одни бандиты и КГБ ходит с пистолетами, либо медведи ходят и так далее.

Информации о нашей стране и о Москве, к сожалению, очень мало. Я имею в виду объективной информации. Если вы любую передачу на платных каналах включите, где говорится о городах, весях и так далее, то через раз увидите Лондон, Нью-Йорк, Париж. Москвы там нет. Пробиться на этот информационный рынок не так просто. Многие пытались, и пытаются сегодня, и мы пытаемся. Но очень непросто. Это такая жесткая конкурентная среда. Поэтому мы работаем и над этим, но и работаем над тем, чтобы все-таки город наш был: а) чище, б) благоустроеннее, больше было гостиниц.

О строительстве гостиниц в Москве

- Количество гостиниц, которые нужно еще построить, примерно столько же, сколько уже построено. Такая программа у нас есть. Отраслевая схема размещения гостиниц, то есть где, в каком месте и на какие гостиницы она утверждена, и мы теперь знаем, в каком районе какая гостиница 3-4-5 звездочная нам нужна. Второй вопрос, что инвесторы могут с этим не согласиться. Но мы будем подвигать именно к такой схеме, и такому количеству гостиниц. Каждый год я думаю, количество гостиничных номер и гостиниц будет возрастать. У нас был небольшой провал такой, это естественно, во время кризиса, я думаю, мы уже в будущем году из него выйдем, и количество гостиниц будет увеличиваться. Для каждого сегмента туристов есть свои требования и категории гостиниц.

О реконструкции Ленинградского шоссе

- Мы взяли в проектирование и часть Ленинградки от МКАДа до поворота на Шереметьево. Но пока не реконструируем ее дальше, не строим. Почему? – потому что параллельно уже заканчивается большая магистраль от аэропорта до Бусиновской развязки. Которую мы дальше потянем уже до северо-западной хорды, соединяя ее. Но вот эта магистраль с развязкой будет уже сдана в 2014 году, самое худшее может в 2015 году. И я думаю, она серьезно разгрузит эту ситуацию. Но и это не самое главное. Мне кажется, у нас есть хороший пример, как решать проблему не только с помощью строительства магистралей, но и общественного транспорта. Проект «Аэроэкспресс» показывает, что вполне может быть комфортным, не только для самых бедных слоев и граждан, но и для достаточно состоятельных граждан, если там нормальные комфортные условия, нормальный сервис. То почему бы нет.

О работах на площади Белорусского вокзала

- Там был безумный инвестиционный проект, от которого мы отказались. Нам потребовалось очень много времени, чтобы разойтись с инвесторами, создать новые проекты. Сегодня там уже идет стройка. Хотя возникли другие еще проблемы, связанные с транспортной развязкой, жителями, которые противятся этому и так далее. Мы их убеждаем, рассказываем, что на самом деле ничего плохого не произойдет. Тот коллапс, который там сегодня есть, гораздо хуже. И автомобили, которые стоят там в пробке, чадят так, что уж лучше бы они просто проезжали, проскакивали. Это, во-первых, а во-вторых, мы не предполагаем уже строительство никакого там торгового центра. Транспортные коммуникации и паркинг. К работе мы приступили, я думаю, что года два нам еще придется ковыряться. Потому что очень сложный проект. Зарыть его было бы кощунством. Потому что там достаточно много уже сделано.

На Садовой-Триумфальной все, что можно, уже нашли. Разрешили и призываем инвестора, чтобы он закончил этот проект в максимально короткие сроки. Мы не боимся каких-то разрешений на проведение массовых мероприятий. И так далее. Держать ее с какой-то целью, чтобы кому-то что-то запретить, это не в нашем стиле, и чем раньше они закончат, тем лучше. Я сам буквально говорил с руководством ВТБ недавно, я вас умоляю, минимизируйте этот проект. Сделайте его, закончите и выходите оттуда, чтобы дать горожанам возможность пользоваться этой площадью.

О митингах и демонстрациях в Москве

- Последние два шествия, которые заявлены на 2 марта, оба идут по Бульварному кольцу. Одни налево, другие направо. Полное равенство. И по тому, и по другому. Просто подход не бывает абстрактным, он является абсолютно конкретным. Это совершенно конкретный пример. Это первое. И второе, мы учитываем и массовость, и возможность поддержания дисциплины. И уже какую-то историю, которая сложилась. Это много факторов, которые в принятии решения зависят.

О развитии Зарядья

- Мы провели народный конкурс. Прислали нам 130 вариантов. Мы вывесили все варианты на обозрение. Все, не все, многие авторы стали друг друга усилено критиковать. Критиковать и печатными и непечатными словами. Прошло активное обсуждение. Теперь, мы на основе всех тех идей, которые были изложены, составили техническое задание на проектирование. И ближайшее время это техническое задание будет опубликовано. Будет проводиться конкурс, уже профессиональный. И помимо этого параллельно мы заключаем договор на подготовку площадки, потому что там просто технических работ очень много, вынос коммуникаций, бетона, который нарыт, и так далее. Необходимо убирать его. Параллельно будем заниматься подготовкой площадки, параллельно проводить конкурсное проектирование. И затем на строительство. Я думаю, в реальную стройку осенью войдем уже. (подробнее читайте здесь)

Во-первых, здесь будет парк. Это самое главное. Минимальное подземное пространство. Которое должно включать в себя выставочные залы, в том числе и для исторических экспозиций. Потому что много таких идей сделать этот парк историей России. Или что-то с этим связанное. У нас рядом музей.

Вполне возможно рассмотреть вариант создания там круглогодичного крытого подземного пространства для создания катка и так далее. Какое-то должно быть пространство торговое, где продают сувениры. Потому что на Красной площади особо зайти некуда, кроме как в ГУМ. То есть это должно быть круглогодично используемое комфортное пространство. Я думаю, на реконструкцию потребуется еще года два.

amp-next-page separator