Исполняющий обязанности вице-мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. / Фото: Агенство PhotoXpress

Памятники столицы можно превратить в туристический продукт

Общество

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, создание магазинов шаговой доступности и заграничный опыт, на который стоит опираться городским властям, развивая столицу - эти и многие другие темы затронул в интервью телеканалу "Москва 24" и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.

Москва - город, удобный для жизни

Побывав на саммите мэров в Бильбао, Андрей Шаронов высказал идею о том, что Москва в своем развитии может и должна опираться на опыт Бильбао, превратившегося из промышленного депрессивного города с плохой экологией в центр туризма.

- Это был город, центр металлургической промышленности, черной металлургии судостроения, с абсолютно отравленной рекой, весь город был покрыт сетью железнодорожных путей, по которым подвозили металлолом, увозили готовую продукцию. Это забастовки, это брошенные предприятия, это разбитые стекла. Руководство города смогло найти решение и превратило его в город-открытку с хорошей экологией, с абсолютно чистой рекой. Здесь нам интересно, как минимум, две темы. Это преобразование промышленных предприятий в рекреационные зоны. И замещение металлургии, исчерпавшей себя в Европе, другими, более гуманными и более экологичными видами деятельности. Все это сейчас позволяет им получать очень, очень приличные доходы.

Достопримечательности и туризм

Сравнивая Москву, опять же, с испанским Бильбао, Шаронов отметил, что Москва имеет гораздо больший туристический потенциал и возможности для развития туристического бизнеса.

- В Москве есть огромное количество достопримечательностей: Кремль, Третьяковская галерея, Пушкинский музей. Москва – город с 800-летней истории. Мы должны превратить эти памятники в продукт, в туристический продукт, к которому удобно подъехать, который приятно посетить, после которого ты сможешь рядом покушать. И у тебя есть рядом туалеты, есть стоянка автобусов. Это уже бизнес.

Питерский экономический форум

И.о. заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики заверил, что Москва успешно продвигается на пути к достижению соответствия критериям рейтинга DoingBusiness(сюда входи радикальное упрощение процедур подключения к электричеству, получения разрешения на строительство, регистрации собственности и компаний), однако подчеркнул, что за рейтингами не гонится

- Не надо забывать, что все-таки цель – это не получить медальку на грудь в Вашингтоне от Всемирного банка. А получить реальную обратную связь от московских потребителей, то есть от московских предпринимателей. Я здесь всегда вспоминаю русскую народную сказку «суп из топора». Так вот этот рейтинг – это тот топор, который является причиной начала варки супа. А, в конце концов, он просто выбрасывается за ненадобностью, когда суп уже случился. И мы видим, что пользователи предприниматели чувствуют, чувствуют изменения.Надо добиться, чтобы вот эти схемы тупо работали и люди могли ими воспользоваться, а непросто почитать в газетах или посмотреть в передаче, как все красиво отполировано.

Инфраструктурные облигации

Шаронов выделил дороги и концессию в сфере медицинских услуг, как потенциально интересные инфраструктурные проекты в Москве.

-Речь идет о дорогах. В том числе возможно на платной основе. Самым обсуждаемым сейчас примером является северный дублер Кутузовского проспекта. Потенциально этот проект может быть интересен в том числе и консервативным осторожным инвесторам. Если его выстраивать по модели платности. Кстати платность здесь возможна. Предварительные расчеты показывают, что, во-первых, существуют правовые основания делать его платным, потому что это дублер, и существует основная бесплатная дорога. Существует и потенциальный поток пользователей, автомобилей, которые смогут сгенерировать ту необходимую выручку, которая позволит окупать и капитальные затраты и текущее содержание дороги. Осторожно можно сказать, что у нас движется в правильном направлении первый опыт с концессией в области медицинских услуг. Я имею в виду 63-ю городскую клиническую больницу, где победитель уже заплатил требуемую сумму в 1 миллиард рублей в пользу города только за право подписать концессионное соглашение. По которому он должен будет еще проинвестировать 4 с половиной миллиарда рублей в реконструкцию этой больницы и будет обязан предоставлять значительную часть услуг по полису обязательного медицинского страхования. То есть, бесплатно для жителей города.

О торговле

Шаронов ответил на вопрос о том, почему происходит нехватка торговых площадей и что правительство Москвы собирается сделать для того, чтобы эти площади стали более доступны, а так же с сожалением отметил тот факт, что продавец все еще управляет покупателем.

-Мы еще не насытили столичную торговлю до такого уровня, когда производители реально будут конкурировать за покупателя. Мы по-прежнему во всех фактически сегментах торговли имеем дефицит площадей. А,значит, это рынок продавца. А хотелось бы наоборот. И все то, что делает город, на это направлено. С одной стороны, мы пытаемся детально просмотреть дефицит различных форматов торговли по каждому району отразить это все в так называемых схемах размещения, где будет понятно, где каких форматов не хватает и что туда нужно добавить. С другой стороны, город пытается мобилизовать и помещение, и земельные участки именно под торговлю, для того, чтобы предложить частникам создавать эти самые недостающие объекты торговли.

Магазин у дома

Власти решат вопрос с магазинами шаговой доступности, заявил Шаронов. По его словам, конечно, легче ввести один торговый центр, чем 10 или 20 магазинов шаговой доступности. Тем не менее, продолжая работу по продаже небольших торговых площадей под магазины шаговой доступности, город сможет решить проблему нехватки торговых площадей.

- Вот это та ситуация, когда, один раз определившись, нужно просто работать, - сказал Шаронов. - Не пытаться искать каких-то суперрешений каждый месяц, а нужно просто идти, выявлять участки и предоставлять их частникам для возможности создания торговых объектов.

В каждом дворе должны быть небольшие магазины, подчеркнул и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики. Там, где это реализовать будет невозможно, количество торговых площадей будут увеличивать с помощью мелкой розницы – то есть, киосков утвержденного образца.

Новая Москва

В данное время специалисты оценивают резерв, который получила столица после присоединения 1 июля 2012 года двух округов – Троицкого и Новомосковского. Как пояснил Шаронов, кроме того, происходит и оценка возможного использования территорий.

- Я напомню, что одна из идей состояла в том, что Москва получает большую территорию с очень низкой плотностью, - сказал и.о. заместителя мэра. - И действительно эта территория в полтора раза больше, чем историческая часть. А живет там, ну, чуть, чуть больше двух процентов населения от существующей.Присоединенные территории – это долгосрочный потенциал развития Москвы. В том числе экономического и урбанистического развития столицы.

Кроме того, генеральный план Москвы, который делается сейчас и должен быть утвержден законом города не позже 2015 года, охватывает и агломерацию, административно принадлежащую Москве.

Также городские власти принимают ряд локальных решений, которые позволят оптимизировать конкретные участки новой территории. По ним уже есть решения. Шаронов привел в пример инноград в Сколково.

- И решение и федерации, и правительства Москвы, о развитии этой территории с точки зрения транспортной инженерной инфраструктуры, и Москва уже тратит деньги на то, чтобы подвести туда дороги, - подчеркнул Шаронов. - Федерация тратит деньги на то, чтобы усилить железнодорожное сообщение в той части и по минской, и по киевской железнодорожным веткам. Вторая часть – это транспортные решения на территории новой Москвы, примыкающие к традиционной границе. Я имею в виду прежде всего развитие метрополитена в Солнцево, развитие метрополитена в Румянцево, Саларьево, Коммунарка, вот в том направлении. Это очень важно и для новых территорий, поскольку это резко повышает их привлекательность. И для традиционных территорий. Поскольку в том направлении достаточно большой выезд москвичей за пределы Москвы. Там появляются связи, которые, например, параллельны МКАДу, которые тоже облегчают ситуацию для исторической Москвы. Хотя сами действия происходят за территорией исторической Москвы. Вот вам второй пример. Третий пример, который сейчас активно обсуждается, это территория Рублево-Архангельского. Это попытка создать очень привлекательный офисно-деловой финансовый центр.

Этот проект позволит создать интересный центр притяжения, убежден Шаронов.

Изъятие земель

Технология изъятия земель (речь идет об упрощенном изъятии земель – прим. авт.) будет использоваться с учетом интересов частных собственников, подчеркнул Шаронов. По его словам, в случае изъятия земель частные собственники получат компенсации за активы.

Притяжение бизнеса на новые территории вопрос времени и создания соответствующей транспортной инфраструктуры. Когда будет работать метро и будут созданы новые дороги, предприниматели потянутся на новые территории, убежден и.о. заместителя мэра.

- Это приводит к росту стоимости участков, - поделился Шаронов. - То есть, стоимость недвижимости, стоимость земли будет только расти по мере того, как на территории придет метро и так далее. Но это предпосылка приходу туда девелоперов, приходу туда инвесторов, приходу туда компаний. Потому что там появляется жизнь. Там появляется стройка. Там появляются люди. Там появляется спрос. И там становится интересно работать.

Промышленные зоны

До 10 процентов территории старой Москвы используются не эффективно, подчеркнул Шаронов. Естественно, невозможно одновременно в короткий промежуток времени застроить новые территории и промышленные зоны в центре Москвы.

- Это гомерические деньги, - сказал Шаронов. - И это, в общем, в том числе серьезные планировочные решения, которые город должен принять. Но вот по ЗИЛу такие решения приняты. Я все-таки остаюсь в модели того, что у нас есть порядка 10 промышленных зон, там, из 35-ти, по которым утверждены проекты планировки территорий, где мы продвигаемся в переговорах с инвесторами. А сейчас все ярче и ярче звучит мысль о модели закрытых паевых инвестиционных фондов, пулов, инвесторов, которые возьмут на себя диалог с инвесторами, которые находятся сейчас владельцы, не инвесторами. Собственниками вторичной недвижимости в промышленных зонах. С одной стороны, у них будут деньги. С другой стороны, возможность и компетенция переговариваться с частными собственниками. А с третьей стороны, у них будет, ну, если не зеленый свет, то какая-то осмысленная контролируемая процедура общения с городом с точки зрения получения проектов планировок этих территорий. На основе чего они могут разговаривать с владельцами недвижимости. А у владельцев недвижимости в этих территориях появится, ну, если не дамоклов меч, то дополнительное бремя роста платежей за землю, за свое имущество в связи с тем, что вот происходит постепенное перемещение кадастровой стоимости.

Тем не менее, подчеркнул Шаронов, действующие эффективные предприятия не пострадают.

- Кстати, один из критериев – это что вообще производится на одном квадратном метре этой земли, сколько создается выручки, и сколько рабочих мест есть, - пояснил Шаронов. - Если мы посмотрим, то в большей части промышленной территории это слезы.

Автомобильный завод

Москва намерена снизить ставки налогов на прибыль и на землю для предприятия Автофрамос, которое собирает автомобили Renault на территории АЗЛК. Это делается в обмен на обещание инвестировать в город порядка 21 миллиарда рублей.

В данное время завод Автофрамос не может себе позволить расширение производства в том числе и потому, что у имеющейся площадки производители автомобилей достигли пределов роста.

- И это ограничение большого города, размещение такого производства, - сказал Шаронов. - Вы знаете, было и остается много критиков идеи сохранения промышленного производства автомобилей, автомобильной сборки, в частности, в Москве. Но пока на сегодняшний момент мы видим, что этот совместный проект правительства Москвы и концерна Рено Ниссан оправдывает себя с точки зрения налоговой базы, с точки зрения рабочих мест, с точки зрения оживления той части территории, которую они занимают, это бывшее авто производство «Москвич». Они намерены серьезно увеличить выпуск автомобилей, в том числе часть новых моделей Рено для этой части мира будет размещать именно в Москве. У них увеличивается инженерная составляющая. Если все это начиналось, как простая, банальная отверточная сборка, то сейчас это полномасштабное производство с развивающимся RnD подразделением.

Данный инженерный центр имеет соглашения с вузами, которые готовят специалистов. Кроме того, имеется идея передать заводу городской колледж на содержание.

- С тем, чтобы они озаботились и набором детей в этот колледж, и трудоустройством этих детей к себе на предприятие по завершению работы и под, учебы, - пояснил Шаронов. - И подготовки таким образом, чтобы они все были востребованными и учились тому, что нужно.Аналогичное смарт-производство автомобилей, расположенное на компактной территории городские власти рассматривают на территории ЗИЛа. В данном случае речь идет о производстве легких коммерческих автомобилей, пояснил Шаронов.

Тарифы

Так получилось, пояснил Шаронов, что тарифы за коммунальные услуги для москвичей повысятся не с 1 июля, а с 1 августа этого года, потому что Москва находится сейчас в процессе завершения принятия на баланс измерительных приборов по разным видам услуг, прежде всего по тепловым услугам.

- Раньше эти приборы принадлежали компаниям-производителям этих услуг, которые отпускали горячую воду, тепло, - сказал и.о. заместителя мэра. - Сейчас город будет владеть этими приборами, что в некотором смысле снимает конфликт интересов.

Серьезный вызов и для компаний, и для регулятора, полагает Шаронов, предложение президента России Владимира Путина относительно ограничения на пять лет роста тарифов размером инфляции на предыдущий год.

- Я могу сказать, что да, это серьезный вызов и для компаний, и для регулятора, - пояснил Шаронов. - И нам предстоят очень такие длительные и болезненные переговоры с монополистами: как в сжатый тарифный коридор уместить и разумные инвестиционные потребности, и как обрезать текущие операционные затраты.

amp-next-page separator