Ваенга в Питере качала зал на летних волнах bossa nova
Елена Ваенга в течение недели представила в Петербурге необычный триптих: сыграла сначала в драматическом спектакле «Свободная пара» на сцене Театра Эстрады имени Райкина, затем показала на сцене БКЗ «Октябрьский» песенную программу «Лена», а на «третье», вернувшись в Театр Эстрады, предложила поклонникам, съехавшимся «на недельку» к Ваенге со всей России и других стран, еще и эксклюзивную программу (на афишах было написано: «Вечер романса»). Анонсируя триптих, наши питерские корреспонденты предположили: от Ваенги только и жди сюрпризов, и не ошиблись…
Спектакль «Свободная пара» за десять лет доведен Ваенгой и ее однокурсником по театральному институту, петербургским актером Андреем Родимовым до такого состояния, что они могут не встречаться по несколько месяцев (Ваенга ведь беспрестанно гастролирует), но на сцене ничего не разваливается, актеры всегда «в форме». При этом спектакль живет, дополняется новыми красками, импровизациями, и, кстати, дается Ваенге отнюдь не просто. И на этот раз зрители были в восторге, а Лена собой не очень довольна. И это ее обычное состояние. Хуже, если бы наоборот (как это сплошь и рядом происходит с нашими эстрадными звездами)!
Июльская серия 2013 года - второе в гастрольной истории Ваенги объединение концертов и спектакля. Впервые такой вариант был опробован в ноябре 2012 года (тогда: концерт в БКЗ «Октябрьский» – спектакль – «танцевальный» концерт в клубе «ЛенСoncert» - БКЗ). В нынешнем триптихе удивило необычное время летнего концерта, считающегося в Петербурге «мертвым сезоном», когда все звезды колесят по «югам». Раньше в БКЗ Ваенга летом появлялась разве что с концертом из военных песен 22 июня, но это особая, петербургская глава ее творчества (жаль, в этом году не случился концерт «военных песен» в Кремле, о чем не только шли разговоры в среде поклонников, но и сама Лена говорила).
Так что Ваенга имела полное право сказать 25 июля со сцены публике: «Первый раз мы встречаемся летом». Июльский букет в БКЗ она собрала из «давно полюбившихся» песен («Клавиши», «Снег», «Абсент», «Тайга», «Аэропорт», «Желаю», «Шопен»), из достаточно недавно введенных в концертную программу («Мосты», «Сориночка», «Больно»), а также вещей (как выяснилось несколько вечеров спустя), подготовленных к эксклюзивному вечеру в Театре Эстрады (романсы Александра Вертинского «За кулисами», «Баллада о короле» на стихи блистательного поэта серебряного века, петербуржца и москвича Николая Агнивцева, «Намастэ» Олега Митяева, «Под окном черемуха колышется» - музыка неизвестного автора на слова Бориса Тимофеева, «Качели», «Говори», «Просто так», «Фонтанка». Ваенга дала возможность спеть соло и своим очаровательно-талантливым «бэчкам»: Алена Петровская вспомнила «Помнят люди» из репертуара Людмилы Зыкиной, Анна Мушак – «Лебединую верность» Евгения Мартынова, а Екатерина Баранова – «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем» из мультфильма «В синем море, в белой пене». И, конечно, не обошлось без прикольного выхода аккордеониста «Арса» Александра Арсеньева с песенкой Александра Зацепина «Губит людей не пиво».
Как обычно, в БКЗ было море цветов и подарков от соревнующихся в изобретательности поклонников. Лена оставалась на сцене принимать «дары» и в перерыве, и после концерта. Были и гости издалека. Из Германии прилетела необычная супружеская пара: мужчина плохо понимает русский язык, но это не помешало ему радоваться Ваенге на концерте, вместе с женой, да еще в собственный день рождения. Его супруга написала об этом в гостевой, на сайте Ваенги, Лена на концерте вспомнила, выяснила, где германские гости, подошла поприветствовать, поздравить! На летнем концерте Ваенга старалась меньше говорить (хотя ее пронзительные, полные юмора и мудрости, монологи так любит публика, они придают любому концерту неожиданные краски), и больше петь (поклонники любят это даже больше разговоров, расстраиваясь, если Ваенга «забыла» про ту или иную, ими желанную песню).
Анонсируя триптих Ваенги, мы писали, что многие поклонники, подгадав отпуска и командировки, приехали со всей России (от Камчатки до Калининграда) на недельку к Ваенге, в Питер (а свободное время использовали для экскурсий в Эрмитаж, Русским музей, поездок по знаменитым пригородам, для водных прогулок по каналам Северной Венеции, благо погодка выдалась изумительная). Но были и такие, кто по разным причинам (в основном, финансовым) не могли приехать на все июльское ассорти от Ваенги, и, выбирая между четырехтысячным БКЗ «Октябрьский» и 400-местным Театром Эстрады, остановились на эксклюзивном концерте, вечере романса. Конечно же, они ждали специально подобранного репертуара, атмосферы, свойственной концертам на «кухне». Таким этот летний теплый вечер на Конюшенной улице и оказался…
В первом отделении зрители окунулись в атмосферу в стиле босса-нова. Если кто не в курсе, bossa nova - стиль бразильской музыки, смесь кул-джаза с ритмами самбы, байау и другими, а проще говоря – комфортная музыка с приятными джазовыми вкраплениями. Когда-то в Ленинграде был замечательный оркестр «Джаз-комфорт». Вот примерно такую «джаз-комфортную» музыку играл бэнд Ваенги вместе с солисткой и бэк-вокальным трио. Начали с редко исполняемых нынче Ваенгой песен. «Уренгой», «Екатеринбург», «Шут» («Песня о певце и короле») - старый романс Лены на стихи Николая Гумилева, «Не брани меня», «Балерина» - в дуэте с Анной Мушак, «Сорти», митяевской «Намастэ», «Качели»… Словно на летних качелях, переполненный зал «раскачивался» вместе с музыкантами на приятных волнах босса-новы. Лена и девочки пели, не форсируя звук, плавно пританцовывая. Хотя немного дисссонировали с этим настроением строгие, явно не летние, наряды прекрасной половины на сцене, хотя Ваенга и провела весь концерта босиком, чего она нынче редко делает.
Впрочем, строгие, черные и красные наряды пришлись ко двору, когда настал черед блока Александра Вертинского. Начали с игровой песни «Матросы», продолжили мудрыми романсами «За кулисами», «Баллада о короле», к которым после концерта БКЗ прибавился еще и «Черный карлик», давно не исполняемый Еленой. Вот тут уж поклонники романса могли насладиться в полной мере тем, как современно и драматургически выстроенно могут звучать эти шедевры, да еще от женского лица. Единственное «но»: у Вертинского на сцене была идеальная артикуляция, потрясающее «произношение», звенело каждое слово, а у Ваенги такой четкости и разборчивости пока нет… Спустя сорок минут после начала концерта Лена впервые решилась форсировать звук на фразе: «Как легко вы теряете голову, мой король!», показав вокальную удаль, вполне оправданную в этой истории. К сожалению, не все зрители могли в полной мере оценить случившееся, потому что звук «гулял» по Театру эстрады, залу в большой степени театральному, нежели концертному, трудно озвучиваемому, с наличием звуковых ям в разных точках зала…
После Вертинского опять воцарилась босса-нова в «Номерке», а затем даже кавер на незабвенную «Курю» (многие зрители на концерте не сразу «признали» этот хит) был представлен в этом стиле. Забавно услышать фразу: «Да и ты далеко не дурак», пропетую мило и беззаботно… «Наверное, вам жарко, я сама хочу в буфет!», - улыбнулась Лена, но до антракте спела еще «У меня на губах», после которой на сцену неожиданно вылетел юркий батюшка в рясе, вручил букетик и… бухнулся Ваенге в ноги, чем вызвал удивление не только публики, но и самой певицы.
После антракта Театр Эстрады вновь накрыла босса-нова-волна («Саночки», «По моей щеке»), да еще с алкогольным ароматом («Виски», «Наливай»), и только к пятому номеру Лена «вспомнила», что сегодня «вечер романса» и предварила «Беду» Высоцкого, которую она поет, право, не хуже великих актрис, спичем о том, что только романсы петь не хочет, что любит босса-нову: «И вообще по моей музыке видно, что петь только романсы я сегодня не хочу и не смогу»… Она даже извинилась перед теми, кто ждал романс «Купец» (Ваенга обещала на сайте, что споет его). Что ж, по крайне мере, честно: эксклюзивный, «домашний» концерт, надо петь, что душа просит. И другим давать попробовать себя в неожиданном ракурсе. Вот Аня Мушак, джазовая девушка, взялась за романс «Однообразные мелькают» Николая Носкова и сумела довести зал до бурных аплодисментов, хотя романс – бездонный жанр, и смысл гениальных стихов Николая Гумилева то и дело тонул в мощных вокальных волнах. Девятым номером второго отделения Ваенга исполнила романс «Крылья ангела» (если не новый, то так хорошо забытый старый, что даже поклонники не могут найти упоминания о нем), настолько трогательный и искренний, что, присев в начале на сцену, Лена так и пропела его, не поднимаясь…
После романсового вкрапления в финале прозвучало ассорти на все стили и вкусы (от латино до «цыгано»), в котором выделялась сравнительно новая баллада «Просто так» (говорят, она нравится даже Жванецкому!). Идя навстречу пожеланиям поклонников, Лена вспомнила и песню «Говори», казалось, завершив концерт. Но точку все-таки поставила «Фонтанка», которую Лена посвятила всем поклонникам, особенно тем, что, приехав на неделю в Питер, конечно же, поселились на Фонтанке:
- Я сегодня вот такой (она подняла большой палец. – Прим. Авт.) вечер провела. Пропела все, что хотела, и вы мне дали это сделать. Хотя в следующий раз устрою в Театре Эстрады два антракта, спою еще больше (в этот раз прозвучали 34 песни. – Прим. Авт.).
И дальше уже прозвучала «Фонтанка», одна из самых трогательных песен последнего времени, красивая, непростая, мудрая, по сути своей – романс. Нестандартный, неожиданный романс от Ваенги, маленький шедевр в море нынешнего «однообразного мельканья» шлягеров на нашей эстраде… А раз так, значит, не зря эксклюзив в Театре эстрады был назван – «Вечер романса»