5 малоизвестных фактов о сражении за Шипку
В истории российского оружия немало славных страниц. И без сомнения, в одном ряду с Бородино или Полтавой достойна стоять битва за Шипку – перевал в Болгарии. Русские солдаты и болгарские добровольцы почти полгода противостояли многократно превосходящей по численности турецкой армии. В нечеловеческих условиях, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов, замерзающие солдаты выстояли и не пустили врага через перевал. Картина Василия Верещагина «На Шипке все спокойно» стала символом ежедневного мужества, с которыми русские воины переносили лишения.
И укором командующим, докладывающим императору: «На Шипке все спокойно».«Ваше превосходительство, на Шипке не так уж спокойно, как вам кажется. Вот, обратите внимание: этот набросок сделан мною с натуры. Солдаты сидят и лежат, скрючившись, в своих холодных шинелишках, в изношенных сапогах, не в землянках, а в окопах, вырытых прямо в снегу. Единственное спасение от холода – башлык. Но этого, как видите, недостаточно. Народ умирает от холода, а интенданты – не секрет! – воруют и дуются в карты. Им, ваше превосходительство, и дела нет до мученика-солдата», - рассказывал Василий Верещагин генералу Федору Радецкому, командиру дивизии, оборонявшей Шипку. Через полвека Эрих Мария Ремарк написал свой роман «На Западном фронте без перемен». Название произведений художника-баталиста и немецкого классика стали синонимами.
1. «Слава первого дня..» Когда началась битва за Шипку, турецкой армии противостоял всего один полк российской армии (36-й Орловский) вместе с артиллерией и несколькими отрядами болгарских волонтеров. Позже к державшимся из последних сил частям подошло подкрепление. Тем не менее, турецкая армия превосходило русско-болгарскую более чем втрое. «Вся слава первого дня, принадлежит горстке орловцев и болгарским дружинам, среди которых находилось и 500 молодых болгар, совершенно неопытных, пришедших на Шипку за три дня до этого, - писал о первом дне Владимир Немирович-Данченко. На самом деле болгарские добровольцы, которых возглавлял русский генерал Николай Столетов, дрались отчаянно. «Нельзя не помянуть добрым словом храбрые болгарские дружины. Будучи ослабленными, они занимали восточный склон вершины св. Николы (ныне Столетова). Это небольшое пространство заросло кустарником, что позволяло неприятелю совсем близко приблизиться к ним. Турки не раз почти достигали вершины, но дружинники отбивали их прикладами и камнями», - писал в дневнике один из русских офицеров.
2. «Будем стоять до последнего…» Фактически, сдача Шипки туркам означала возвращение Болгарии под османское владычество. «Будем стоять до последнего, ляжем костьми, но позиции не сдадим. А теперь по местам», - после начала турецкой атаки коротко сказал генерал Николай Столетов, командир болгарского батальона перед началом турецкой атаки. Примечательно, что жители окрестных болгарских сел активно помогали бойцам. И, как утверждали очевидцы, если бы не они, русские потери были бы намного выше.
3. «Русские не в силах сопротивляться…» Первые атаки турецкой армии были ужасающими, и руководитель османской армии был уверен, что взятие Шипки – дело даже не дней, а часов. «Русские не в силах сопротивляться нам, им не вырваться из наших рук. Если этой ночью противник не обратится в бегство, то завтра утром я возобновлю атаку и сомну его», - писал после первого дня боев командующий армии Сулейман-паша султану. Однако его планам не суждено было сбыться. Русские и болгары вместе стояли насмерть. И сумели продержаться до подхода подкреплений. «Что касается болгар, то они не испугаются и не дрогнут, даже если бы я решил израсходовать их до последнего человека», - вспоминал потом генерал Столетов. И настаивал, чтобы волонтеров награждали также, как солдат регулярной армии Российской империи.
4. «На Шипке все спокойно». Именно так неизменно докладывал генерал Радецкий в Санкт-Петербург, не смотря на тяжелейшие условия русских солдат. В то же время с приходом холодов (начавшаяся в августе битва продолжалась более пяти месяцев) условия, в которых жили солдаты, стали ужасающие. «Сильный мороз и страшная метель: число обмороженных достигает ужасающих размеров. Связь с вершиной св. Николы прервана. Нет никакой возможности разжечь огонь. Шинели солдат покрылись толстой ледяной коркой. Многие не могут согнуть руку. Движения стали очень затрудненными, а упавшие не могут подняться без посторонней помощи. Снег засыпает их за какие-нибудь три-четыре минуты. Шинели так замерзли, что их полы не сгибаются, а ломаются. Люди отказываются принимать пищу, собираются группами и находятся в постоянном движении, чтобы хоть немного согреться. От мороза и метели негде укрыться», - вспоминал один из офицеров те страшные дни.
5. «Памятник свободы». Отстояв Шипку, Россия помогла Болгарии отстоять независимость. Сегодня на месте боев установлен тридцатиметровый «Памятник свободы», напоминающий о тех страшных и кровавых днях. Там же находится склеп, где вместе покоятся русские солдаты и офицеры и болгарские ополченцы, погибшие, обороняя перевал от врага. Рядом расположены копии позиций русско-болгарский войск, а также братские могилы и мемориальные доски. Всего на перевале полегло более 5,5 тысяч российских солдат и местных добровольцев. Армия Турции перестала существовать – позднее, когда союзники перешли в контрнаступление, только пленными она потеряла 23 тысячи человек. Число убитых турков неизвестно до сих пор.