Популярный мультсериал «Симпсоны» поможет в процессе обсуждения на уроках вникнуть во многие современные проблемы. / Фото: «Вечерняя Москва»

Для разговора о средствах массовой коммуникации необязательно использовать «взрослые» издания, считают в ассоциации «Ментор»

Общество

Как один из способов анализа средств массовой информации авторы пособия предлагают для анализа телевизионные передачи, которые ближе скорее ученикам, чем учителям. Например, разбор одной-двух серий известного мультипликационного сериала «Симпсоны» позволит обсудить ряд ключевых для понимания природы медиа понятий.

Возраст: 11–14

Материал: Симпсоны

На примере анализа одного «текста» рассматриваются четыре ключевых концепта:

- Язык: жанр (в случае Симпсонов это может быть ситуационная комедия), форма (анимация), коды и традиции;

- Представление: реализм, стереотипы, моральные ценности, изображение семьи;

- Аудитория: типы зрителей, интерпретации, влияние, доставляемое удовольствие.

- Производство: процесс создания, реклама, распространение. Все следующие шаги выполняются на протяжении нескольких уроков (длительность — по выбору учителя).

- Просмотр титров. Школьники несколько раз просматривают титры, затем обсуждают, как они выглядят, как используется звук, изображение города Симпсонов, что в титрах меняется. Затем школьники формулируют, что узнали о Симпсонах из титров и чего они ожидают от мультфильма в результате их просмотра.

- Школьникам рассказывается немного об истории различных комедийных телесериалов и специфике мультсериала «Симпсоны».

- Школьникам предлагается проанализировать одного из персонажей и сравнить с вариантами анализа, которые можно найти в Интернете.

- После просмотра одного эпизода школьникам предлагается разделить сюжет на эпизоды и проанализировать тип юмора в каждом из них.

- Выбирается анализ двух эпизодов. Участники беседы решают, насколько в передаче следуют традициям жанра или отходят от них, реалистичность происходящего. Затем ученики пишут детальный критический анализ одного эпизода.

- Школьникам рассказывают о процессе создания мультфильма: написание сценария, создание анимации, продажи и так далее. Затем школьники сами изучают обложку кассеты или диска и выясняют, какие функции по созданию этого продукта предстояло выполнить людям или компаниям. Затем учащимся предлагается самим найти информацию о том, для каких категорий зрителей предназначены мультфильмы, каковы законы копирайта в приложении к ним.

- Обсуждение. Школьникам даются положительные и отрицательные отзывы о мультфильме. Предлагается оценить их. В частности, обсудить мысль о том, что мультфильм предлагает «отрицательные модели поведения».

- Школьникам предлагается объединиться в группы, изобразить создание мультфильма, начиная с изобретения персонажей и написания примеров сюжетных линий и заканчивая вариантами рекламы.

amp-next-page separator