Пресса, телевидение и радио в помощь школе: зарубежная практика
Участие школьников в производстве газет, теле- и радиопередач рассматривалось вначале скорее как внеклассная деятельность, цель которой — и обсуждение насущных вопросов внутри каждой школы, и возможность самовыражения для юных «журналистов».
О педагогической значимости стенгазеты в свое время была написана масса исследований — как в Советском Союзе, так и за рубежом. Тем не менее в 1980-е годы уже на международном уровне (ЮНЕСКО) встает вопрос о необходимости более пристального внимания педагогического сообщества к проблеме взаимодействия школьников со СМИ. Речь шла о безусловной ценности участия школьников в создании медиа текстов, но при этом подчеркивалось, что также необходимо разговаривать с учащимися о роли и месте СМИ в жизни общества, особенно учитывая все возрастающее влияние медиа на нашу жизнь. Интересно, что инициатива международного педагогического сообщества о разработке программы по медиаобразованию возникла еще до того, как остро встала новая проблема коммуникации подростков и СМИ — это Интернет и социальные сети.
Иными словами, эта инициатива не указывала на негативные аспекты влияния СМИ того времени, но и предвосхищала требования будущего.
Говоря о негативном влиянии СМИ, важно отметить, что для большинства стран, включая и декларацию ЮНЕСКО по медиаобразованию (1982 год), подход, основанный на защите, ограждении детей от СМИ считается неправильным. Большинство программ по медиаобразованию скорее нацелены на формирование критического восприятия информационных и аналитических сообщений.
За последние 30 лет по инициативе учителей в разных странах возник ряд организаций, предлагающий общетеоретические и практические рекомендации для разговора со школьниками о СМИ.
Одним из популярных направлений работы с прессой в школе стало использование газет в качестве дополнительных пособий при организации уроков. Подобную практику, естественно, поддерживают и газеты.
The New York Times, основатель международного проекта «Газеты в образовании», с появлением Интернета смогла создать ресурс, который позволяет получать планы уроков по различным предметам с помощью материалов газеты.