По новому законодательству о защите личной жизни звезды могут изъять из общего пользования в Интернете даже те снимки, которые были сделаны в общественном месте и разрешение на которые не требуется (20 мая 2008 год. Брэд Питт и Анджелина Джоли. Франция). / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Информация личного характера. И общего пользования

Общество

Речь идет о «нематериальных благах» - это честное имя и достоинство человека, неприкосновенность его частной жизни. Еще это семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места жительства и даже запрет приближаться к кому-либо по той или иной причине. В интересах государства и общества.

Новые поправки предполагают «зачистку» интернета в том случае, если нелицеприятная информация появится в сети, причем совсем необязательно, чтобы эти сведения порочили честь и достоинство. Достаточно будет одной жалобы в суд, чтобы удалить неудачное фото, факты о своем происхождении, родителях, или фактический адрес проживания. В основном эти поправки будут касаться публичных людей – звезд шоу-бизнеса, политиков и актеров. То есть тех, о которых чаще всего пишет пресса.

И первым, кто откликнулся на скандальный закон, оказались именно журналисты, считающие, что им перекроют информационный кислород. Штрафовать и уж тем более сажать журналистов за разглашение информации никто не собирается, однако новые нормы позволяют «выметать» с медиапространства любые «неудобные» сведения – тиражи газет будут уничтожены, а интернет «зачищен».

Законодатели спешат успокоить СМИ, что сбор и распространение информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, не являются нарушением. То есть можно смело писать о виллах государственного чиновника или его зарубежных счетах в оффшорах, поскольку журналист таким образом борется с коррупцией, а значит, действует в интересах государства и общества. Иное дело, если корреспондент в своем расследовании коррупционных схем напишет про любовницу этого чиновника или предаст огласке тот факт, что в детстве он таскал мелочь из карманов родителей.

Со звездами шоу-бизнеса немного сложнее – попробуй докажи, что цвет нижнего белья звезды представляет публичный интерес.

«Цифровой суверенитет». Прямая и явная угроза

Казалось бы, с введением новых поправок личная жизнь окажется под надежной защитой. Однако, как утверждают в один голос эксперты в области компьютерной безопасности, и депутаты Госдумы, любая информация давно не является тайной для иностранных спецслужб, которые вовсю пользуются услугами крупнейших интернет-порталов. У законодателей появился даже специальный термин «цифровой суверенитет».

Все дело в том, что практически все наше интернет-сообщество предпочитает пользоваться бесплатными сервисами, а значит не вправе предъявлять претензии по поводу защиты информации. И когда интернет ресурс предлагает какому-нибудь госучреждению бесплатно оптимизировать программу по документообороту, то с вероятностью в 100 процентов все служебные документы этой конторы окажутся в скором времени на столе аналитического отдела какой-нибудь разведки. Что же до такого щекотливого момента, как несанкционированное разглашение чужой информации, то это для крупнейших интернет-ресурсов вообще не вопрос. В лицензионных соглашениях прописано, что его административная ответственность портала за утечку информации не может превышать 10 тысяч рублей, -это, прямо скажем, не очень высокая цены за подробности скандального развода или информацию о банковских счетах российских бизнесменов. Иными словами, все про всех знают, но по новому закону о защите личной жизни будут молчать.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Винокур, артист:

- Я бы хотел, чтобы журналисты писали о творчестве артиста, а не лазили к нему в дом через замочную скважину. Хотелось бы, чтобы журналисты соблюдали некие этические нормы, - то есть те, которые им преподают на факультете журналистики, - а не уподоблялись тем, кто гонится за дешевым пиаром и в конечном счете оскорбляет чувство собственного достоинства уважаемых людей. Эти люди становятся известны и любимы публикой не потому, что им все это по наследству досталось.

Мои привычки, вкусы или пристрастия, то, что я ем или пью не являются тайной личной жизни. Моя личная жизнь – это мои взаимоотношения с близкими мне людьми. Подробности этих взаимоотношений принадлежит лично мне и не принадлежат общественности. А когда ими занимаются без моего ведома журналисты – это, я считаю, преступление.

Игорь Симонов, адвокат:

- Среди способов легальной разведки, например, есть добывание информации, а есть получении информации. Сбор каких-то сведений из открытых источников не возбраняется никому. А вот добывание информации о частной жизни лица связано с преодолением каких-то препятствий, - например, если журналист взламывает личный электронный ящик звезды шоу-бизнеса. По общему правилу информация из электронной почты является закрытой и когда вы ее получаете, то осуществляете несанкционированный допуск. Я не думаю, что существует согласие гражданина на то, чтобы кто-то залез к нему в почтовый ящик.

amp-next-page separator