Политолог Михаил Погребинский / Фото: inpress.ua

Политолог Михаил Погребинский: Большие игры маленького Майдана провоцируют углубление политического кризиса

Общество
События в Боснии и Герцеговине для украинцев уроком не стали. Власть и оппозиция даже не пытаются найти компромисс и разрешить сложившийся в стране политический кризис. ВМ» обсудила последние события на Украине с директором Киевского института конфликтологии и политических исследований Михаилом Погребинским.

- В понедельник, 17 февраля, два лидера оппозиции - Виталий Кличко и Арсений Яценюк отправились в Берлин, чтобы встретиться с канцлером Германии Ангелой Меркель. Как это может отразиться на ситуации в стране?

- Я надеюсь на то, что Ангела Меркель сможет убедить лидеров оппозиции, что они должны идти на компромисс и отказаться от языка ультиматумов. Во время последнего заседания Совета России-ЕС была впервые высказана позиция Европы, что она готова принять во внимание экономические интересы России на Украине. Не политические, конечно же. Это для ЕС недопустимо, это бы выглядело как согласие на расширение пространства российского влияния. Это - колоссальный шаг вперед.

Мне известно, что уже после этого было два телефонных разговора Ангелы Меркель и Президента России Владимира Путина. Думаю, Украину они тоже обсуждали. Я считаю, что два разумных человека - и Ангела Меркель, и Владимир Путин, - найдут решение, которое удовлетворит и Россию, и Европу, и Украину. Улицы остаются захваченными. Несмотря на освобождение активистов Майдана из-под стражи, освобождение захваченных митингующими зданий, мы все равно стоим над пропастью. Эта пропасть может стать расколом страны. Такой вариант развития событий не в интересах Европы и России. Надеюсь, что эти страны нам помогут. Возможно, начнут работать инструменты влияния Европы на оппозицию, а России – на власть. Так, чтобы найти компромисс. Каким он будет - сложно сказать.

- Созданное оппозицией альтернативное правительство - что это? Начало двоевластия? Будет ли оно иметь какое-то влияние на решения властей?

- Идея создания теневого правительства оппозиции, или альтернативного, как его еще называют, - это нормальная практика. Теневое правительство существует, например, в Великобритании. На Украине это сделано для того, чтобы люди понимали: если власть уйдет, то следующая власть будет из еневого правительства. Уже сейчас, на Майдане, митингующие должны понимать, могут ли они доверять "теневым" кандидатам на должности в реальном правительстве.

Правительство оппозиции не имеет никакого легитимного влияния на принятие решений правительством официальным или на налоговую, таможенную политику страны. Просто сформирован некий список людей, который, возможно, лучше тех, кто занимает кресла в правительстве сейчас. Возможно, Янукович предложит им работу в коалиционном правительстве. Тем не менее, пока на Майдане объявили, что сегодня, 18 февраля, начнется «Мирное Наступление». Я считаю, что это – безответственная позиция. Людей приглашают к зданию парламента, точно зная, что дорога к нему перегорожена внутренними войсками. Точно известно, что среди сотни присутствующих людей из митингующих точно найдется десяток больных на голову, которые могут бросаться не только камнями, но и коктейлями Молотова, чтобы спровоцировать очередное силовое противостояние. На воскресном Вече не случайно отсутствовали люди, которые не хотят марать себя возможными эксцессами, которые могут произойти. Например, не было Виталия Кличко, не было Петра Порошенко. А выступали радикальный лидер Олег Тягныбок и Арсений Яценюк, которые и высказали предложение о мирном наступлении. Кстати, у нас тут в Интернете стал гулять такой стишок: «Дивлюсь я на Сеню и думку гадаю, чому я не куля, чому не литаю» (римейк стихотворения Михаила Петренко «Дивлюсь я на небо», куля – в переводе с укр. Пуля, дивитись - смотреть). Этот стих появился после высказывания Яценюка на Майдане, примерно две недели назад. Тогда он решительным тоном, воинственным, как теперь он говорит всегда, сказал: если пуля, то пуля в лоб. После этих слов появился этот замечательный стишок.

- События в Боснии и Герцеговине, тоже держащий курс на евроинтеграцию, стали ли уроком для Украины?

- Если бы наши СМИ работали ответственно, они бы обязательно рассказали об этих событиях широкой общественности. Для того, чтобы немного успокоить энтузиазм евроинтеграторов. Чтобы люди поняли, что подпись под договором об Ассоциации с ЕС в ЕС, как у Боснии и Герцеговины, не делают страну счастливее и богаче. Это могут сделать только разумное руководство и ответственный народ, и только так. Но у нас большинство журналистов, 90 процентов, являются еврооптимистами и евроинтеграторами. И им не нравится про это рассказывать. Им хочется рассказывать про Европу, как про сказку. Кстати, это одна из причин возникновения дистанции между теми, кто должен принимать ответственные решения, то есть властью, и теми, кто не должен принимать решений, потому что властью не является - это оппозиция и часть общества. А власть думает о создании десятков тысяч новых рабочих мест в стране и об сохранении, но ничего не может толком объяснить народу. И то, что "сказки" не будет в случае подписания договора об Ассоциациии. Потому мы такие дурные. Почему такие дурные, потому что бедные, а почему бедные - потому что дурные...

ВСЕ О БЕСПОРЯДКАХ В КИЕВЕ

amp-next-page separator