Кирилл Плетнев в роли главного героя фильма Павла Шарманова / Фото: кинопоиск ру

Памятник поколению, которое разломила эпоха перемен

Общество
17 апреля всего в тринадцати кинотеатрах Москвы стартует в прокате фильм Валентина Донскова «Небо падших» по одноименной повести Юрия Полякова. На премьере в Доме кино писатель назвал фильм одной из лучших своих экранизаций. Да и российское кино в последние месяцы бьет все рекорды по сборам. Почему же так мало экранов у «Неба падших»?

«Иногдa я сaм себе кaзaлся жуком, которого Кaтеринa нaкололa нa булaвку и рaссмaтривaет с сочувственным интересом. Я мстил, кaк умел. Я мог где-нибудь в Рио или Копенгaгене, нaпившись в ночном клубе до белых зaйцев, шептaть ей:

- Кaтюшa, влюблен в тебя по уши! Ни с кем и никогдa мне не было и не будет тaк хорошо! Знaешь, я рaзведусь, и мы поженимся…»

Даже тех, кто никогда не читал Юрия Полякова, наверняка зацепит эта цитата из его повести. Оно вышла в 1998-м году и написана по горячим следам о том самом времени, ностальгия по которому сейчас так отчетливо проступает. 90-е. Попытки осознания того времени пока окрашены чаще преимущественно одной краской. У каждого режиссера – своей, в зависимости от личного отношения к тому времени. Поскольку для объективного осознания происходившего в 90-е прошло еще слишком мало времени. «Бригада» Алексея Сидорова романтизировала то время и тех героев – новых русских и русских бандитов, приписывая им черты американских гангстеров, знакомых авторам сериала опять же по кинематографу. «Жмурки» Алексея Балабанова стали взрывом черного юмора.

Действие фильма «Географ глобус пропил» Александра Велединского хоть и перенесено в наше время, но пропитано ностальгией по 90-м. Отчего же именно сейчас о нем вспоминают все чаще? Актер Кирилл Плетнев, сыгравший главную роль в «Небе падших», сказал мне простую фразу: «Это было достаточно честное время, в отличии от того, что сейчас происходит». Может быть, это тоже преувеличение, ведь и сам Кирилл в те годы был совсем юным, и все ему казалось проще и ярче. Но ощущение от того, что «можно все» присутствовало. Причем, не только со знаком «минус».

У Павла Шарманова – главного героя «Неба падших» «можно все» было со знаком «плюс». И мечты, и их воплощение. Бизнес и любовь. Все шло на повышение. Несомненная удача экранизации, на мой взгляд, роль Екатерины Вилковой. Она играет суть Кати из повести – яркую во всех своих проявлениях женщину, знающую свою цену, для которой состояние «по-над пропастью» - не вынужденное, а естественное. В общем, после этой роли можно сказать, что Вилкова в свои 29 – одна из самых интересных актрис своего поколения. Жаль, что Екатерина не смогла – по нынешним цензурным соображениям – сыграть свою героиню более полно и объемно. А оно могла – что видно по тому, как органично завораживающе она играет на раздевание со своим партнером в ресторане.

[OBJ Официальный трейлер фильма "Небо падших"]

Полеты наяву. Именно их мы видим. Неба будет много. Как в книге. Тут операторская работа (Вадим Гомербах) на высоте. «Небо падших» - еще и дебют в полнометражном кино режиссера Валентина Донского, прежде известного только своими телефильмами. Причем, за плечами у него богатый опыт сценариста, что видно по удачной адаптации диалогов книжных героев для экрана.

Почему так мало кинотеатров взяли «Небо падших»? Ответ прост: наш зритель отвык от мейнстрима. От простых человеческих историй. Именно им сложнее всего пробиться на экран в наше неспокойное время. Кассу бьет «Вий» со слоганом «Не бойся…» А за любовь и отношения отвечает Малахов в своих ежевечерних шоу.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кирилл Плетнев, актер:

- Для меня 90-е – это моя юность. Если раньше считалось, что надо быть, как все, то тогда постепенно на первое место начала выходить индивидуальность.В первую очередь я играл историю любви - вернее, страсти. Есть такой фильм Пола Томаса Андерсона «Любовь, сбивающая с ног». Вот и у нас была такая любовь. Ну и, конечно, работая над ролью, я вспоминал и друзей своих, и людей, которых я видел в 90-е. Все было понятнее тогда, для меня во всяком случае.

Проза Юрия Полякова мне очень нравится, но как раз «Небо падших» я не читал. Чему режиссер был рад и просил меня сосредоточиться на сценарии. Потом я, конечно, прочитал. Мои ощущения от Шарманова совпали с тем, что я играл. То, про что получилось в кино в целом, наверное, не совсем совпало. Потому что книга мне больше напомнила «Тропик Рака» Генри Миллера – по атмосфере и всему остальному. В фильме внимание уделялось прежде всего отношениям героев. Роман же проникнут духом эротизма.

Еще, если б я снимал это кино и писал сценарий, я бы оставил ситуацию, которая есть в книге – когда героя убивают на платформе. Абсолютно драматургически выстроенная исповедь, когда он за ночь все рассказал о себе случайному попутчику - писателю. Исповедь закончилась. Грехи отпустили. Вышел и умер.

Валентин Донсков, режиссер:

- Когда я прочитал сценарий, у меня сразу возникло лицо Кирилла Плетнева. Он может быть и неприятным, и ужасно обаятельным. Плетнев сразу согласился.

Юрий Поляков, автор сценария:

- Практически все мои произведения были экранизированы — по их мотивам сняты фильм. Но настоящих экранизаций, когда режиссер попытался полностью передать художественный мир книги, — совсем немного. Этот фильм — один из них. Здесь есть эпоха. У нас же мало фильмов о 90-х. Фильмов про людей, судьбы, про любовь, а не только про бандитов.

Для писателя что всегда важно? Важно уловить, поймать вербальную основу времени. Тот язык, на котором думает и говорит общество в это время. И поймать социальный типаж. Почему Павка Корчагин был так популярен? Он – герой своего времени. Я считаю, что мне удалось поймать героя того времени, и язык того времени. Именно поэтому «Небо падших» переиздается множество раз, и ставится на сцене. Повесть написана тем языком, на котором говорило тогда и думало общество. Смесь «советского» языка с заимствованными словами, и этот всепроникающий цинизм…

amp-next-page separator