Китай – наша стратегическая реальность

Общество
Российский президент вновь встречается с лидером Китая, и все ожидают, какие же новые договоренности будут достигнуты на фоне абсолютно новой политической конфигурации.

Будет ли сделан новый шаг на пути выстраивания нового военно-политического альянса, станет ли Китай надёжным партнером России в ее противостоянии с Западом? Уже прозвучали мнения о «прорывом характере» российско-китайской встречи на высшем уровне, о «новом этапе» развития отношений. Так ли это?

Думается, что это слишком упрощенный взгляд на сам характер российско-китайских отношений, в которых существует множество тонкостей. Прежде всего у нас действительно есть многоэтажная структура отношений, за последние десятилетия и Россия, и Китай тщательно отстраивали механизмы взаимодействия. Их формула с одной стороны, очень проста, с другой - максимально точно отрегулирована: обе стороны на государственном уровне создают базу для дальнейшего развития связей на уровне отдельных участников - корпораций, компаний, университетов, частных лиц, а те уже осуществляют конкретные проекты.

Отстроены и механизмы: встречи на уровне глав государств и правительств, деятельность межправительственных комиссий по экономическому и гуманитарному сотрудничеству, которые включают множество подкомиссий и многое другое. Такой совокупности механизмов нет ни у России, ни у Китая ни с одной страной, причем эти механизмы действительно работают. Как следствие, ничего неожиданного и внезапного («прорывного») не происходит, все движется плавно и предсказуемо, к тому же Китай очень не любит неожиданностей.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО, ОСНОВАННОЕ НА ДОВЕРИИ

И все же новый этап действительно просматривается. Отношения России и Китая официально именуется многосторонним стратегическим партнерством, основанным на взаимном доверии. Долгое время это была лишь формула, а содержание заметно отставало от деклараций. Постоянно говоря о стратегическом партнерстве, страны лишь развивали торговые (даже не торгово-экономические!) отношения, а лучшим показателем дружбы представлялись цифры роста товарооборота. Но если исходить именно из этих цифр, то получается, что лучшим другом Китая являются США, страны ЕС, далеко не самая любимая китайцами Япония, и даже совокупно страны АСЕАН, а Россия идет где-то наравне с далекой Бразилией.

При этом критики вполне разумно говорили, что все партнерство России с Китаем в реальности сводится к торговле энергоносителями, а в общем объеме торговли почти в 90 миллиардов долларов основными компонентами являются нефть, лес, газ, в то время как из Китая Россия получат не только готовые товары народного потребления, но и станки, оборудование, некоторые химические удобрения и даже стальной прокат - то есть то, что традиционно сама Россия долгое время поставляла на внешний рынок. Нельзя не признать справедливость всех этих критических замечаний, но вопрос все же здесь не в Китае, России действительно нечего предложить Китаю в помыленных объемах помимо своего сырья.

Но вот, наконец, страны выходят на уровень, значительно превосходящий обычную торговлю - уровень реального стратегического партнерства, которое включает и научно-технический, и военно-политический аспекты. Впервые Россия и Китай собираются производить высокотехнологичную продукцию - широкофюзеляжный самолет, который не только будут сами закупать для своих нужд, но в перспективе продвигать на рынки третьих страны в качестве альтернативы «Эйрбасу» и «Боингу». А вот и другой важный шаг: производство вертолета грузоподъемностью до 15 тонн, который специально будет изготавливаться по заказу Китая на основе значительно модифицированных российских МИ. Вот здесь как раз и реализуется концепция стратегического партнерства, основанного на взаимодоверии, ведь многие подобные технологии носят характер двойного назначения.

ИНВЕСТИЦИИ КИТАЯ В ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Расширяется и взаимодействие в приграничных областях. Несмотря на «народные поверья» о том, что присутствие Китая в Приморье и Приамурье недопустимо велико, как раз реальность показывает обратное. Пока что основными инвесторами сегодня здесь являются отнюдь не китайские фирмы, а британские, кипрские, американские и даже голландские, в то время как присутствие китайских инвестиций измеряется в зависимости от региона от 2 до 6 процентов.

В любом случае, это крайне мало, а учитывая, что китайские фирмы, которые уже имеют опыт работы в России, являются вполне надежными налогоплательщиками, то появляется резон привлекать их к тем областям, где себестоимость внутреннего производства либо чрезвычайно велика, либо качество работы недопустимо низко. Это и капитальное строительство, и инфраструктура региона, и конечно же, развитие туризма, что обеспечит приток из северо-восточных областей Китая стабильный приток денег на российский Дальний Восток.

И вот один из главных вопросов, который сегодня задается многими: не опасно ли столь активное сближение двух стран именно для России, не попадает ли она в зависимость от Китая? Строго говоря, такая зависимость уже существует, учитывая, что Китай является крупнейшим торговым партнером России, а на бытовом уровне достаточно посмотреть на ряд важнейших товаров, в том числе и продовольственных, которые поставляется из Китая. И все же вопрос прекращения этой зависимости решается отнюдь не на российско-китайской границе: начнем производить свои товары качественно, эффективно и по разумной цене, оптимизируем производство, восстановим целый ряд областей промышленности, вычтем «коррупционную составляющую» из цены товара - и вот уже никакой зависимости ни от какой другой страны, в том числе и от Китая нет.

Все зависит от реальной, а не декларативной модернизации российского производства. Пока же любая единица товара, произведенная в Китае, в том числе и за счет российского сырья, обходится значительно дешевле, чем тот же самый товар, произведенный в России. Любому предпринимателю пока выгоднее купить товар в Китае, чем произвести самому, и никакими увещеваниями «покупать только отечественное» этого не остановить. А вот как раз развитие совместных российско-китайских производств на территории России создает и новые рабочие места, и дает поступления в российский, а не только китайский бюджет.

АБСОЛЮТНАЯ ВЗАИМНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Но не только Китай нужен России - здесь есть абсолютная взаимозаинтересованность. У самого Китая - множество проблем, в том числе и по внешним рубежам, причем многие из них за последний год лишь обострились. США активно ведет курс на сдерживания Китая по всем фронтам, причем как в области мировой торговли, так и в регионе. На китайские товары вводятся антидемпинговые ограничительные пошлины, а США восстанавливают свое военное присутствие в Юго-Восточной Азии, в частности, на Филиппинах, пытаются протолкнуть идею Трансатлантического коридора с Японией, отсекают Китай от рынков нефти в арабском регионе.

Конечно, Китай очень хотел бы достойно ответить США, но резко портить отношения со своим главным торговым партнером, а также важным партнером в области многих совместных научных и технологических программ он не готов. А поэтому Китай официально весьма сдержанно, но внутреннее с большой радостью воспринял позицию России по украинскому вопросу в части противостоянии введению режим санкций. Возможно, Россия сделала то, что хотел бы и сам Китай, но у того не было значительного повода, да и необходимой решимости.

Обе страны очевидно считают, что нынешний миропорядок, модель которого сделана по западному образцу, не предусматривает активного учета мнения России и Китая, а поэтому тезис о «более справедливом мире» прямо или косвенно присутствует на повестке дня обеих стран. Но обе страны желают не столько «подкорректировать» или тотально переделать нынешнее мироустройство, сколько создать свое - параллельное нынешнему, которое наверняка будет поддержано рядом стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Пожалуй, для России возвращение к двухполярному миру в несколько иной конфигурации является сегодня более важным, чем для Китая, но и Поднебесная вполне готова поддержать это идею в полной мере.

Впрочем, связи Китая с Западом остаются для него первейшим приоритетом не только в области торгово-экономических интересов. Практически по всем фронтам Китай наращивает активные связи с США и Западной Европой, предоставляя им ряд преференций и неоднократно заверяя в своем благорасположении - в отличие от России, у Китая нет прямой конфронтации на западном направлении. Китай не боится, например, допускать западные университеты на свой образовательный рынок, так, в городе Нинбо уже десять лет работает Ноттингемский университет, обучая китайцев по британским программам, в Шанхае начинает свою работу Нью-Йоркский университет. Российского университета в Китае пока нет и, хотя вопрос обсуждается, речь идет в целом о конкурентной привлекательности в области образования - Китай откровенно отбирает для себя самые выгодные предложения.

Но даже на этом фоне президента Обаму многие американские политики и СМИ критикуют за недостаточную жесткость по отношению к Китаю, за неумение перетянуть Китай на свою сторону, отрезать Россию от столь выгодного и мощного партнера. Но проблема для Китая и США в том, что обе страны не готовы к жесткому столкновению друг с другом, поскольку сегодня их экономики столь тесно переплетены, что любой резкий шаг приведет к сильнейшим, поистине тектоническим сдвигам во внутренней ситуации обеих стран. А поэтому, вяло ругаясь друг с другом, США и Китай уверенно наращивают объемы торговли.

«ГАЗОВЫЙ» ВОПРОС

И здесь опять всплывает важный козырь России - энергоресурсы, прежде всего нефть и газ. Именно по этому параметру мы активнее всего движемся вперед, хотя вопрос цены оказывается одним из самых болезненных. Естественно, Китай хочет купить подешевле, ведь от этого зависит стоимость тех товаров, которые будут на основе российских энергоносителоей произведены в Китае. Но и давить слишком сильно на российского партнера не имеет смысла - помимо ценового вопроса, есть и вопрос объемов поставки, их надежности, долгосрочности. Да, Туркменистан предлагает более дешевую цену на газ, и Казахстан поставляет большие объемы нефти в Китай, что создает конкуренцию нашим предложениям, но Россия выгоднее как «комплексный партнер». Ведь поставки нефти и газа являются частью крупных «пакетных» соглашений, затрагивающих не только энергетические и торговые области, но и стратегическое, военное, военно-политические области. Помимо завершения газового контракта, Россия и Китай обсуждают транспортировка сырой нефти в Китай по трубопроводу «Сковордино - Мохэ» общей стоимостью более 60 миллиардов долларов.

Газовый вопрос сейчас оказывается самым важным на данной стадии сотрудничества и вопрос не только в цене, но и в принципиальной решимости обеих стран показать, что и Россия, и Китай могут договориться по любому сложному и тонкому вопросу. И вот Россия уже готова отменить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ по контракты в Китай, а это в свою очередь - заметное удешевление себестоимости этого газа (впрочем, как и не поступление денег в бюджет). Китай в ответ готов отметить импортные пошлины на газ из России.

В этом случае и при некоторых налоговых издержках страны выходят на тот приемлемый уровень цены, которая как минимум не наносит ущерба ни одной из сторон. Хотя общий уровень поставок газа в Китай может составить около одной трети от общих поставок в Европы из России, но в случае сокращения европейских закупок Россия сможет компенсировать возможные потери. Вообще же, газовый контракт оказался самым сложным, он обсуждался уже в течение десяти лет, многократно был «близок к завершению», страны многократно переносили срок окончательного согласования цен, но лишь сейчас вышли на финишную прямую, при цене не ниже 350 долларов.

ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Ключевая тема - означают ли все эти подвижки и договоренности, что обе страны готовы заключить в ближайшем будущем военно-политический альянс? Думается, что никакой организации, подобной НАТО, создано не будет, да и обеим странам в этом нет необходимости. Китай вряд ли захочет связывать себя присутствием в военном блоке, который явным образом противостоит Западу, к тому же уже существующие механизмы вполне позволяют безболезненно сотрудничать в военной области.

Китай давно уже перестал быть основным партнером России по закупкам вооружения, отойдя на 4-е место, Поднебесная сама производит достаточное количество вооружений и даже экспортирует их, разрабатывает свои образцы новых вооружений, создает свой авианесущий флот, развивает свою космическую программы, планируя высадку на далекие планеты солнечной системы. Другой вопрос - передовые военные технологии, и здесь у России есть значительные преимущества. Сам факт регулярного проведения совместных военных учений, соглашений по совместным производствам новой техники говорит, что страны прекрасно себя чувствуют и без создания военно-политической организации.

Во многом именно в этой связи и прозвучало совместное заявление Владимира Путина и Си Цзиньпина о недопустимости любых санкций, и хотя «виновник» в лице США не был прямо назван, адресат очевиден и понятен всем.

Как-то совсем недавно в одном из интервью я назвал Китай нашим «неизбежным другом» - Китай это та реальность, с которой нам предстоит жить бок о бок на протяжении долгого времени. И надо учитывать, что у Китая есть свои интересы, своя исторически сложившаяся тактика действий, поэтому тонкое, неторопливое выстраивание отношений с нашим азиатским партнером будет постоянно находиться на повестке дня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крутой поворот на Восток. В мире появился новый центр политической силы

Президент РФ Владимир Путин прибыл в Китай с официальным визитом, в ходе которого ожидается подписание важнейших экономических соглашений между нашей страной и КНР (далее).

amp-next-page separator